Учебная миграция выпускников средних школ: предпосылки и мотивы (на материалах Ярославской области) Бабуркин С.А., Таланов С.Л., Алешин В.В.Учебная миграция выпускников средних школ: предпосылки и мотивы (на материалах Ярославской области) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 8. С. 24-35. DOI 10.20339/AM.08-21.024ISSN 1026-955XDOI: 10.20339/AM.08-21.024РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46499799Размещена на сайте: 13.08.21 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Бабуркин С.А., Таланов С.Л., Алешин В.В. Учебная миграция выпускников средних школ: предпосылки и мотивы (на материалах Ярославской области) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 8. С. 24-35. DOI 10.20339/AM.08-21.024 DOI: 10.20339/AM.08-21.024.Baburkin S. A., Talanov S. L., Aleshin V.V. The student migration of school leavers: causes and motives (the case of Yaroslavl region). Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). 2021. No. 8. P. 24-35. DOI 10.20339/AM.08-21.024 DOI: 10.20339/AM.08-21.024.АннотацияВ статье проанализированы причины и особенности учебной миграции из и в Ярославской области. Установлено, что большая часть абитуриентов из малых и средних городов стремится поступить в вузы, расположенные в крупном городе, областном центре - Ярославле. При этом выявлено, что абитуриенты из семей, которые относятся к слаборесурсным, пытаются поступить на бюджетную форму обучения в вузы своего города. Абитуриенты из среднересурсных семей пытаются поступить в вузы более инфраструктурно развитого города. Абитуриенты из сильноресурсных семей стремятся поступить в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, либо в учебные заведения Европы, США, Китая. Авторами установлено, что выпускники средних общеобразовательных школ ориентируются на ресурсы своих родителей и планируют свою образовательную и профессиональную стратегию, исходя из реальных возможностей семьи, а не своих желаний. Выявлено, что чем больше ресурсов у семьи, тем больше дети ориентируются на мнение родителей. Как видно из серии глубинных интервью, родители планируют образовательную и профессиональную траекторию своих детей также в соответствии с имеющимися в их распоряжении ресурсами. При этом некоторые родители, следуя традициям и обычаям своего народа, выбирают профессиональное будущее своих детей, ориентируясь на распространенные гендерные стереотипы относительно предпочтительного для мужчин и женщин рода занятий. Коронавирусная инфекция внесла существенные коррективы в планы семей с абитуриентами, которые относятся к низкоресурсным и среднересурсным семьям. Абитуриенты предпочитают в ближайшей перспективе отказаться от поступления в вузы, если не смогут поступить на бюджетную форму обучения. Авторами предлагаются меры, направленные на сохранение в регионе наиболее способной части молодежи и привлечение молодых людей из других субъектов Российской Федерации. Ключевые слова: человеческие ресурсы вузы учебная миграция выпускники школ абитуриенты образовательные стратегии human resourses universities student migration school leavers applicants educational strategies Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавление Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Попова Е. С.Мотивация к образованию: выпускники школ перед выбором // Грани российского образования. М.: Центр социологических исследований, 2015. С. 306 - 326.Таланов С. Л., Кушнарев Ф.Ю., Березин Д.Т., Румянцева Е.С.Влияние COVID-19 на систему высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 10. С. 12-22. DOI: 10.20339/AM.10-20.012Chernikova, A.A. Foreign Students’ Satisfaction of Russian Educational Environment in 2019. Contemporary Problems of Social Work. 2020. Vol. 6. No. 2 (22). P. 44–50.Прошкова З. В.В колледж после 9 класса: мотивы личного и семейного выбора // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: VIII междунар. науч.-практ. конф.: сб. ст. / отв. ред. Н.М. Космачева. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2018. – С. 110-117.Чередниченко Г. А.Новые структуры занятости и ориентации молодежи // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 438-463.