Урбанизация сегодня (конспект) Урбанизация сегодня (конспект): О.Н. Яницкий Читая в последние месяцы литературу по урбанизации, я пришел к выводу, что сам термин – урбанизация – более не адекватен современным реалиям. Вот краткий конспект моих доводов: Урбанизация сегодня «снимается» глобальной сетевизацией; городская концентрация перестает быть двигателем прогресса; Воздух города больше не делает человека свободным: идет насильственный захват/вытеснение пришельцами благ, накопленных западной цивилизацией; появляется все больше анклавов («оазисов») терроризма и бандитизма; город как привилегированное место, как создатель высоких образцов культуры, теряет свое значение. Для большинства населения сегодня город – не средоточие культурных ценностей, а просто временное место пребывания для временных работы или сожительства, отдыха или как убежище; урбанизированные территории – самые опасные места для пребывания (преступность, плохая экология, страх перед встречей с «Другим»); крупнейшие города – места временного пребывания; настоящая жизнь идет за их пределами и, прежде всего, в сети; сегодня нет У. – есть разделение на «потоки», которые периодически и непредсказуемо меняют свое направление, и «места», где люди в буквальном смысле привязаны к месту вследствие своей бедности и необразованности; мощный финансовый «поток» способен в короткие сроки создать видимость города чисто функционально. Но при всяком удобном случае такой город будет уничтожен, если капитал сможет расти быстрее в другом месте; отсюда, потоки людей, мигрирующие из менее населенных мест в более населенные – это не урбанизация, а чисто функциональный процесс, управляемый капиталом; капиталистическое общество создает «свободу» только для бездельников, потому что их легче прокормить и развлечь, чем научить работать; мигранты в города не ходят в театры, не сидят в библиотеках – их мир создается телевизором или гаджетами, которые не созданы для их пиобщения к миру высокой культуры; их «общение как индивидов» – это мир эксклюзии, мир «лишних людей», потому что только в этом качестве лузеров (то есть дешевой и бесправной рабочей силы) они нужны капиталу; в целом, сегодня европейская культура отступает, сжимается под напором других культур, антисаентистских, теократических, отрицающих любые законы, физические или социальные, называя все происходящее «Волей Аллаха» или следствием действия другой божественной силы; часть этих людей требует хоть какой-нибудь работы, хлеба и зрелищ, другая часть уже в течение нескольких поколений не работает вообще, существуя на пособия благотворительных организаций, что развращает их физически и морально; но великая европейская культура гниет и изнутри: downshifting и вообще ее отрицание, и бегство от нее; наркомания, немотивированные массовые убийства и многочисленные секты, однополые браки, жизнь на пособие по безработице, бесконечные тусовки, кончающиеся поножовщиной и убийствами и т д. и т.п.; изнутри – это также значит растущее производство антикультуры или «мусорной культуры», в прямом и переносном смысле, когда высокие образцы культуры обесцениваются, становятся подсобным материалом для поп- или так называемой режиссерской культуры, используются как бренды, торговые марки и т.п. Или просто уничтожаются или заменяются муляжами памятников истории и культуры (так называемым новоделом); внутри европейской культуры растет число замкнутых человеческих сообществ, существующих как бы вне всякой культуры (анклавы беженцев или вынужденных переселенцев, так называемые неопознанные вооруженные формирования), хотя на деле они тоже работают как разрушители европейской культуры; делаются попытки уйти из среды этой разлагающейся культуры, создать альтернативные сообщества или поселения, сохранив при этом накопленный ранее культурный багаж и пополняя его через интернет; наконец, общим признаком современной культуры является страх перед силами природы, которые непредсказуемы и которым люди не могут противостоять. Мир (производственные процессы, перемещения людей, их работа и образ жизни) все чаще регулируется социальным порядком, создаваемым не самими людьми, а авариями и катастрофами, неважно природными или техногенными. Тем самым европейская цивилизация ограничивает собственное развитие 08.04.2013.