ИНАБ №5 / 2008 7. Свободное время и досуговые предпочтения малообеспеченных <<назад оглавление >> дальше Как известно, досуг является одной из важнейших сторон жизни человека. Это не просто свободное время, остающееся после работы, это фактически время воспроизводства самого человека – его физического воспроизводства и отдыха, наращивания им своего человеческого капитала, наконец, это просто возможность сделать жизнь ярче и насыщеннее, что непосредственно связано с качеством жизни. Вот почему характер досуга является важнейшим индикатором положения и социального самочувствия различных социальных групп. Доступность полноценной культурной и социальной жизни, расширение спектра социальных контактов и форм проведения свободного времени являются одними из тех качественных параметров, которые в настоящее время наиболее заметно дифференцируют жизненные стандарты различных групп населения России. Разница в образцах избираемого досуга связана не только с возрастом и семейной ситуацией, но и с классовой и профессиональной принадлежностью индивида. Специфика реальных моделей досуговой активности во многом характеризует избираемый образ жизни, который, в свою очередь, наряду с уровнем образования и материальной обеспеченности оказывается одним из главных ресурсов изменения положения тех или иных социальных слоев населения. Ведь именно это время используется и для вторичной занятости, и для самообразования, и для контактов с друзьями и близкими, и просто для поддержания своего здоровья, отдыха и развития. Наличие свободного времени важно для большинства (72%) наших сограждан. И только один из каждых четырех опрошенных заявил, что наличие достаточного количества свободного времени не входит в число его жизненных приоритетов. Однако высокая актуальность наличия свободного времени далеко не всегда совпадает с реальными возможностями людей – лишь 19% респондентов смогли констатировать, что в графике их жизни строка «свободное время» уже сегодня занимает достойное место. Еще столько же (18%) опрошенных наличием достаточного количества свободного времени похвастать пока не могут, но считают, что смогут обеспечить его себе в будущем. На другой чаше весов – более трети россиян, для которых наличие свободного времени является важной, но практически не достижимой жизненной целью. Что же касается основных моделей использования свободного времени, то в настоящее время можно выделить, по меньшей мере, две диаметрально противоположные модели духовных предпочтений, которые влияют на избираемый людьми тип досуговой активности. Первая модель так называемых обыденных духовных интересов содержит предпочтения, напрямую связанные с привычной формой заполнения свободного времени преимущественно за счет телевидения. Люди с подобными интересами не слишком оригинальны, не особо притязательны и привержены традиционным – добавим, самым распространенным – зрительским симпатиям: любят смотреть фильмы, телесериалы, развлекательные телепередачи, ностальгируют по советской эстраде и старому советскому кино. Молодежь, тяготеющая к обыденным духовным интересам, неравнодушна также к современной музыке и чтению беллетристики – детективов, боевиков, фантастики. Этим духовные запросы людей с обыденными интересами зачастую и ограничиваются. Вторая модель духовных предпочтений представляет скорее интеллектуальные, чем обыденные интересы. Приверженцы интеллектуальной модели досуга могут так же, как и предыдущая группа, разделять традиционные вкусы (или не разделять их). Однако при этом их духовные притязания простираются гораздо шире. Обязательным компонентом их духовной жизни является тяга к серьезной литературе (русская и зарубежная классика, философия, научно–популярный жанр, мемуары), ориентация на культурное участие (посещение театров, музеев, художественных выставок и т.д.), а также стремление к самообразованию, повышению своего интеллектуального потенциала. Молодежь из этой группы проявляет заметный интерес и к современным продвинутым компонентам духовной жизни – Интернету, моде, дизайну, новинкам российской и западной литературы. Если с этой точки зрения рассмотреть структуру досуговых предпочтений наших сограждан, то очевидна склонность большинства их к обыденным духовным интересам. Кино и эстрада занимают первые строки в рейтинге их предпочтений, причем налицо ностальгия по советским образцам массовой телекультуры – старое советское кино и советская эстрада нравятся 82 и 65% опрошенных соответственно. Из современных культурных достижений респондентов привлекают, прежде всего, российские фильмы (64%), в том числе телесериалы (46%). Также в «обойму» наиболее актуальных досуговых предпочтений россиян попали музыка (46%), детективы и фантастика, проблемные телепередачи, развлекательные и игровые телепередачи (по 45%). Что касается интеллектуальных духовных предпочтений, то интерес к ним в целом заметно ниже. Наиболее актуальны в этой группе предпочтений русская классическая литература (49%), театр и изобразительное искусство (43%). Порядка 39–40% опрошенных выразили интерес к самообразованию, научно–популярной и исторической литературе, зарубежным фильмам, классической музыке. Несколько уже круг интересующихся модой и дизайном (33%), современной иностранной и русской литературой, Интернетом (по 26–28%) Учитывая выделение в сфере духовных предпочтений двух их типов – обыденного и интеллектуального, посмотрим, как эти типы представлены в различных слоях населения. Как свидетельствуют полученные данные, по большинству позиций, связанных в первую очередь с более выраженным интеллектуальным запросом, лидером, безусловно, являются благополучные слои российского населения, которые по уровню своего интереса к тому или иному виду интеллектуального досуга с заметным отрывом опережают всех остальных. Всего из 21 протестированного вида предпочтений в числе предпочитаемых чаще всего благополучными слоями оказалось 14, то есть 2/3 списка. Наиболее заметен разрыв в стремлении к самообразованию (55% среди благополучных, 33–37% у собственно малообеспеченных и нуждающихся и 17% у бедных). Явно выше в составе благополучных слоев приверженность более современным типам духовных запросов – Интернету, видео, моде, дизайну, современной музыке. Да и интерес к театру, искусству, иностранной, научно-популярной и исторической литературе, а также детективам и фантастике у состоявшихся в материальном и социальном плане граждан превышает соответствующие показатели менее благополучных слоев. Группы собственно малообеспеченных и нуждающихся проявляют к этим видам культурного досуга несколько меньший интерес, занимая срединное положение, а среди бедных доля респондентов, ими интересующихся, минимальна. В целом же, если спецификой представителей благополучных слоев российского населения является явное преобладание интеллектуальных, нежели обыденных интересов в сфере духовной жизни, то собственно малообеспеченные и нуждающиеся слои этой выраженной интеллектуальной составляющей лишены, что также является свидетельством особенностей их культурного капитала по сравнению с более благополучными слоями, во многом являющихся, видимо, результатом той специфики их социализации, о которой говорилось в предыдущем разделе. В то же время здесь можно отметить любопытный нюанс. Есть некоторые позиции, к которым интерес в обеих подгруппах малообеспеченных слоев достаточно высок. Это русская классическая и современная литература, классическая музыка. Жанровый выбор позволяет предположить, что здесь на общей картине сказывается влияние интересов части выходцев из советской интеллигенции, ныне балансирующих на грани бедности. По ряду параметров интересы всех социальных слоев практически идентичны. Традиционные пристрастия к формам заполнения свободного времени, связанные с телевидением, чтением, музыкой, оказываются в той или иной мере близки всем. Именно здесь – в отношении людей к старому советскому кино и советской эстраде, современным российским фильмам и проблемным телепередачам, зарубежным телесериалам – можно говорить об общности духовных интересов собственно малообеспеченных и нуждающихся, благополучных и бедных слоев населения. Причем именно эти консенсусные для всех слоев россиян предпочтения ярче всего прослеживаются среди малообеспеченных. Если говорить о динамике показателей в данной области в последние годы, то она противоречива. С одной стороны, отмечается заметный рост интереса к традиционным «зрительным» жанрам досуга (особенно просмотру современных российских фильмов, а также видео и зарубежных фильмов, зарубежных телесериалов) и Интернету. Обратим внимание, что, за исключением Интернета, эти позиции характеризуют обыденный тип духовных предпочтений. С другой стороны, в отношении значительного числа видов досуговых предпочтений наблюдается снижение их актуальности. В наибольшей степени это касается самообразования (снижение с 50 до 40%), что еще раз подтверждает упоминавшийся в предыдущих разделах спад интереса к инвестициям в свой человеческий капитал, а также иностранной литературы и зарубежной классики (с 34 до 26%). Снизился, хотя и не так заметно (на 3–6%), интерес к театру и изобразительному искусству, литературе (русской классической, научно-популярной, религиозной, детективам и фантастике), проблемным телепередачам, классической музыке, моде и дизайну и даже фавориту досуговых предпочтений – старому советскому кино. Подчеркнем, что фиксируемое здесь сужение круга предпочтений касается, прежде всего, их интеллектуальной части. Таким образом, в качестве общей тенденции последних лет намечается смещение духовных предпочтений россиян от интеллектуальных к обыденным (за исключением роста интереса к Интернету). Динамика духовных предпочтений, рассмотренная в разрезе отдельных слоев населения, позволяет зафиксировать несколько важных моментов. Во-первых, снижение интереса к тем или иным видам духовной жизни связано прежде всего, с беднейшими слоями населения. Это касается как обыденных, так и интеллектуальных предпочтений. Исключение составляют современные российские фильмы, падение интереса к которым не отмечено вообще ни в одной из групп, а также российские телесериалы, литература (научно-популярная, русская классическая, иностранная) и самообразование, интерес к которым в других группах угасает более заметно, чем среди бедных. Во-вторых, повышение интереса к обыденным формам досуга свойственно, прежде всего, представителям благополучных слоев общества, однако ряд точек максимального роста интереса к этой модели досуга демонстрируют и малообеспеченные, и балансирующие на грани бедности респонденты. В частности, среди малообеспеченных фиксируются максимальные точки роста интереса к современным российским фильмам (на 17% с 2003 по 2008 г.) и советской эстраде (на 8%). Группу нуждающихся россиян отличают максимальные показатели роста интереса к видео и зарубежным фильмам (на 4%), российским телесериалам (на 5%). В-третьих, малообеспеченные россияне отличаются очень высокими показателями падения ряда интеллектуальных предпочтений. Так, с 2003 по 2008 г. интерес к русской классической литературе, театру и изобразительному искусству упал здесь на 10%. Максимальное же значение снижения интереса отмечено в этой группе в отношении самообразования (на 20%). В целом можно констатировать, что малообеспеченные и балансирующие на грани бедности россияне следуют в своих духовных предпочтениях в общем форватере развития обыденной модели досуговой активности и сокращения интереса к интеллектуальной его модели. При этом главным негативным моментом этого дрейфа следует признать падение интереса к самообразованию, приобретающее критическое значение. Если от специфики предпочтений в сфере досуговой деятельности перейти к особенностям реальных досуговых практик, то, как показывают данные опроса, в реальной жизненной практике самым распространенным видом досуга для россиян является просмотр телепередач и слушание радио – обычно свое свободное время посвящают этому 76% опрошенных. Вторая распространенная досуговая альтернатива – занятия домашним хозяйством, детьми, дачей (62%). Россия по-прежнему «читающая страна», правда, заметен явный «перекос» в пользу периодической печати – почти половина наших сограждан (48%) в свободное время читают газеты и журналы. Читают книги не более 38% опрошенных. Распространенными видами проведения досуга являются также встречи с друзьями и походы в гости (47%), «просто отдых» (37%), прогулки на природе (29%). Заметное место в структуре досуга россиян занимают также посещения театров, концертов и кино (17%), Интернет (14%), хобби (12%). Доля тех, кто регулярно хочет и может себе позволить ходить в кафе, бары и рестораны, посещать спортивные клубы и секции, а также получать дополнительное образование и повышать квалификацию, составляет сегодня всего 8%–9% россиян. Примерно столько же (7%) посещают музеи, выставки, вернисажи. Что касается видов досуга активной общественной направленности, то они привлекают минимальное число наших сограждан. Лишь 1–2% опрошенных заявили, что они в свободное время участвуют в работе общественных организаций, посещают политические организации, собрания и митинги. Единственные общественные объединения, представляющие интерес для заметной части (7%) россиян, – религиозные собрания. Итак, как показывают данные наших исследований, в сфере реальной досуговой активности россиян, как и в сфере их духовных предпочтений, за последние годы наблюдается заметная динамика в сторону сужения возможностей для полноценного отдыха и рекреации. Наиболее выражено снижение досуговой активности в отношении чтения газет и журналов (12%), встреч с друзьями (14%) и таких «домашних» видов досуга, как чтение книг и просмотр видео (17%). Главным типологизирующим фактором, определяющим специфику и качество свободного времени того или иного социального слоя, является направленность досуговой активности. В целом, судя по данным наших исследований, можно выделить три основных типа реальной досуговой активности. Самые распространенные и не требующие никаких дополнительных затрат домашние формы проведения свободного времени (телевизор, чтение, хозяйственные заботы или просто ничегонеделание) при отсутствии любой досуговой активности вне дома представляют собой самый «простой» тип досуговой активности. Добавление к этим «домашним развлечениям» тех или иных увлечений, включая книги, музыку, видео, занятия компьютером и другие хобби, более активное общение, направленное на пребывание вне семьи, самообразование, обогащает свободное время и несет в себе более выраженный развивающий компонент. Оставаясь домашним по своей сути, такой тип досуга более разнообразен и интересен, чем простое сидение перед телевизором и домашние хлопоты, и в целом именно он наиболее «традиционный» для России, поскольку именно его практикует подавляющее большинство населения. Однако та часть населения, которая использует только простые или традиционные формы заполнения свободного времени, остается не в состоянии проявлять активное социальное и культурное участие вне дома, являющееся признаком полноценности и разносторонности досуга, важным условием высокого качества жизни. «Активный» досуг, о котором можно говорить как о важнейшем показателе качества жизни, начинается только при условии расширения спектра досуговых предпочтений за счет внедомашних видов культурной, развлекательной, рекреационной, общественной или иной деятельности. Посещение кино, театров, музеев, концертов, клубов, кафе и т.п., включенность в деятельность различных образовательных, оздоровительных, общественно-политических или гражданских институтов, любая другая социальная активность вне дома требуют заметных дополнительных затрат как материальных средств, так и времени. Однако именно она и придает социальной жизни людей наибольшую полноту. Поэтому активный тип досуга, венчающий собой иерархическую лестницу типологии досуговой активности, наиболее богат, разнообразен и социально привлекателен. Какой же тип досуга в большинстве своем на сегодняшний день практикуют собственно малообеспеченные и нуждающиеся россияне? Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют, что доля простых, традиционных форм досуга и отдыха среди обеих групп малообеспеченных россиян сравнительно невелика и характеризует досуг 20–25% представителей этих социальных слоев. По этому показателю малообеспеченные слои заметно опередили группу бедных, среди которых простым досугом ограничивается каждый третий (33%). Однако их отрыв от благополучных слоев в этой области также очень велик – среди последних простым досугом ограничиваются на сегодняшний день только 9%. Более разнообразные, но все-таки по сути своей традиционные формы заполнения свободного времени практикуют чуть больше половины собственно малообеспеченных и нуждающихся (54 и 51%). Что же касается наиболее продвинутого, активного внедомашнего типа досуга с характерным для него множеством развивающих, культурных, рекреационных и т.д. компонентов, то он свойствен сегодня 24%–26% малообеспеченных россиян. В этом смысле они практически не отличимы от бедных, но при этом существенно отстают от благополучных слоев. Подчеркнем, что среди последних активный досуг реализуют 51%, т.е. не просто большинство, но и вдвое больше, нежели среди малообеспеченных. Можно сказать, что именно здесь проявляется главная специфика в проведении свободного времени представителями разных социальных слоев российского населения, среди которых лишь одна – благополучные россияне – имеют возможность использовать свободное время для своего развития (рис.10). Рис. 10. Основные типы досуга представителей разных социальных слоев, % Динамика типов досуга, реализуемых представителями различных слоев российского населения, подтверждает ранее выявленную тенденцию сокращения у россиян возможностей для полноценного отдыха и рекреации. Причем коснулась эта тенденция, прежде всего, именно собственно малообеспеченных и нуждающихся. В этих группах наблюдается наиболее заметное усиление за последние 5 лет роли простого досуга (на 12 и 9%, соответственно) при сокращении традиционного (на 3%–4%) и активного (на 9 и 4%) досуга (рис. 11). Видимо здесь сказывается влияние выявленной в ходе исследования тенденции перераспределения средств всеми слоями населения, но малообеспеченными и бедными в особенности, с различных видов услуг на товары длительного пользования. Рис. 11. Динамика типов досуга у представителей различных социальных слоев, 2003/2008 гг., % Посмотрим более подробно, из чего складывается досуг конкретных социальных слоев населения. Выше, при анализе предпочтений в духовной жизни, мы определили общую тенденцию – чем выше социальный статус, тем более актуальны для людей различные духовные и культурные ценности и достижения. Анализ досуговой практики россиян подтверждает – разнообразие и активность проведения досуга тем выше, чем лучше материальное положение людей. По 12 из 19 анализируемых видов проведения свободного времени более активными оказались респонденты из благополучных слоев населения. И это несмотря на отмеченный ранее дефицит собственно свободного времени (напомним, достаточным его количеством располагают 30% бедных и только 13% благополучных опрошенных). Понятно, что в значительной степени это обусловлено различиями в их материальных возможностях. Действительно, наиболее заметна разница в востребованности представителями благополучных и остальных слоев населения тех вариантов досуга, которые предполагают определенные материальные затраты: посещение театров, концертов и кино, увлечение компьютером и Интернетом, посещение спортивных клубов и секций. Однако не только «бытие», но и «сознание» отличают подход к проведению досуга различных слоев общества. Во всяком случае, слушание музыки, чтение книг и просмотр видео, не требующие особых материальных затрат, также заметно больше востребованы представителями благополучных слоев, нежели малообеспеченными и бедными. Опрос выявил только три вида досуга, более распространенных среди бедных и малообеспеченных, нежели среди относительно благополучных россиян. Это не требующие материальных и душевных «издержек» просмотр телевидения и слушание радио, просто отдых и расслабление, а также посещение церкви. <<назад оглавление >> дальше