Круглый стол от 18 ноября 2010 г. 18. 11. 2010. Круглый стол «Публичный интерес, публичная политика и системная модернизация общества: российские проблемы» Под таким заголовком в Институте социологии Российской академии наук (ИС РАН) 18 ноября 2010 года прошёл Круглый стол, инициаторами проведения и организаторами которого выступили Отдел анализа социально-политических процессов ИС РАН, Академия политической науки (АПН) и журнал «Власть». Наряду с сотрудниками Института социологии в заседании круглого стола приняли участие ученые Института мировой экономики и международных отношений РАН (ИМЭМО РАН), Российской академии государственной службы при президенте РФ (РАГС), Института системного анализа РАН, Института государства и права РАН Открывая заседание, руководитель Отдела анализа социально-политических процессов ИС РАН Ю.А. Красин подчеркнул, что выбор темы не случаен. Это – звено в логической цепи исследований научных структур, организовавших Круглый стол. Во-первых, он входит в действующий обширный план мероприятий по исследовательской программе АПН "Модернизация и политическая система в России", инициированной в ноябре 2009 года. Эта программа успешно осуществляется в РАГСе, ИС РАН, Российском государственном гуманитарном университете, во многих других научных центрах столицы и регионов страны. Во-вторых, нынешняя дискуссия – это своеобразное подведение итогов работы постоянно действующего с декабря 2007 года Круглого стола Отдела анализа социально-политических процессов ИС РАН, посвященного исследованию возможностей и перспектив инновационного развития России. Президент АПН О.Ф.Шабров, отметил, что программа модернизации России на основе инновационного типа развития – это, по существу, заявка на переход к постиндустриальному обществу. Осуществить подобный замысел при характерной для российского общества слабости социальной базы инновационных преобразований чрезвычайно трудно. Поэтому размышления политологов вокруг этой темы не просто обмен мнениями, а попытка определить перспективные направления развития нашей страны в современном сложном и быстро меняющемся мире. Этим и определяется значимость круглых столов и конференций, посвященных модернизации российского общества. Центром дискуссии стал вопрос о публичном интересе в модернизации. Недостаточно выводить ее необходимость из объективных тенденций мирового развития и объективной потребности России в переходе к инновационному типу развития. Не менее важно разобраться, в какой мере само общество заинтересовано в таком переходе. Опирается ли модернизационный проект российского общества на публичный интерес в модернизации? Ответ не однозначен. Пока что публичная политика в России испытывает мощное воздействие со стороны тех социально-политических сил, которые тесно связаны с «рентной экономикой» и скорее заинтересованы в сохранении инерционного типа развития страны. Глубокое расслоение трансформирующегося общества вследствие необузданного роста социального неравенства приводит к широкому разбросу ценностных ориентаций граждан, что препятствует консолидации общества, создает тормозные механизмы формирования публичного интереса в инновационной модернизации. В сложившихся условиях, говорили участники обсуждения, исключительное значение для формирования публичного интереса и политики модернизации приобретает публичная сфера – пространство выражения, сопоставления и осмысления всего многообразия частных интересов нынешнего российского общества. Публичное – это способ превращения модернизации в доминирующую ценностную ориентацию большинства общества. Пока этого не произошло, инновационная модернизация провозглашается «сверху», не находя адекватной поддержки «снизу». Массового энтузиазма нет; большинство общества остается равнодушным. Вместе с тем некоторые ораторы указывали на признаки «возвращения политики в общество», на точки роста в социально-политических движениях, особенно в регионах. Становится ясным, что модернизация общества невозможна без модернизации существующей политической системы. Это порождает в обществе «запрос» на изменения и демократизацию наиболее инертных институтов самой этой системы. Большое внимание на заседании Круглого стола было уделено состоянию и перспективам развития публичной сферы российского социума, ее исключительной роли в формировании публичного интереса к модернизации, в духовно-идеологической и социально-политической консолидации общества. Отмечались существенные недостатки и деформации сложившейся в России модели публичной сферы, сильно ограничивающие ее формирующее воздействие на публичную политику. Именно поэтому содержание публичной политики у нас определяется под преобладающим давлением требований и предпочтений наиболее сильных кластеров частных интересов, минуя публичную сферу. В то же время на Круглом столе не нашла поддержки мысль об «отсрочке» проведения инновационной модернизации до той поры, когда политическая система будет демократизирована, и в обществе сформируется полноценная публичная сфера. Так можно ждать до греческих календ. Между тем в нынешней обстановке любой вопрос об инновационной модернизации сразу же приобретает политический смысл. Это значит, что он стимулирует общественную рефлексию, расширяет публичную сферу, подталкивая тем самым демократизацию политической системы. Материалы состоявшейся дискуссии будут опубликованы в журнале «Власть» и размещены на сайте ИС РАН.