Поздравляем! Дорогой Теодор Ильич! Коллектив Института социологии поздравляет Вас с таким юбилеем, какой неведом ни одному из мировых и отечественных философов и обществоведов. Вас можно величать «патриархом», «гуру», «махатмой» российской мысли, но для нас Вы, прежде всего, были и остаетесь лидером не только отечественной философии, но и обществознания. В канун войны Вы защитили диссертацию о свободе и необходимости, а затем – по зову сердца и велению исторической необходимости – ушли бороться за свободу на фронтах Великой Отечественной войны, пройдя боевой путь от Воронежа до Бреслау. Таким же солдатом – борцом за дело человеческой свободы Вы были всю свою долгую и удивительно плодотворную жизнь, повышаясь в званиях от рядового преподавателя до главкома наших «вооруженных» (знанием науки, культуры, языков) историко-философских сил. Ваша жизнь в XX веке проходила в обстановке «идеократии» - сталинского Большого и брежневского Малого Ледникового периода. Необходимо было растопить льды и вернуть страну к нормальному идеологическому климату. Необходимо было (по Веберу) «расколдовывание мира» - но уже не от преданий седой старины, а от мифов и иллюзий новейшего времени. Именно эту титаническую работу Вы начали уже на переломе 40-50-х гг., растя и воспитывая собственную философскую школу и таких ее достойных и славных «выпускников», как Мераб Мамардашвили, Эвальд Ильенков, Лев Митрохин, Эрих Соловьев, Неля Мотрошилова, таких основоположников собственных социологических школ, как Борис Грушин и Николай Лапин. Вам всю Вашу жизнь в самой высокой степени было присуще то чувство, которое Пушкин обозначил как «самостоянье человека», а сегодня именуется «внутренней свободой». Шестидесятые годы прошлого века по справедливости называют «Вторым рождением» или «Ренессансом» российской философии и социологии. Для этого необходимо было подлинной Возрождение культуры, свободы, многогранности философской мысли. Перед Вами стояла подлинная цитадель неосредневековья – догматический марксизм и его «священные коровы», возведенные в ранг непререкаемой государственной философии. Вы вступили в борьбу, которая была и крайне неравной, и крайне опасной, но она оказалась борьбой Давида с Голиафом. Ваши, некогда всесильные недруги и гонители, если и останутся в истории отечественной философии, то только как мелкие идеологические фельдфебели эпохи Теодора Ойзермана. Следуя излюбленному принципу Маркса «подвергай все сомнению», Вы, прежде всего, подвергли сомнению неизменность, целостность и законченность самого марксизма и всех его «составных частей». Вы выступили против окаменелых догм «воинствующего материализма» и доказали, что теоретические воззрения Маркса и Энгельса постоянно эволюционировали – отвергались те, которых не подтверждала всемирно-историческая практика, вырабатывались другие, более обоснованные, но главное – это то, что сам марксизм не был для его основоположников высшей и окончательной формой материализма. Сталинско-ждановский тезис о том, что история философии есть прежде всего история формирования материализма в его борьбе с идеалистическими измышлениями – был неоднократно атакован Вами и Вашими учениками. Вы доказали, что история философии неизмеримо богаче, разнообразнее и многокомпонентнее, чем утверждает этот казенно-сектантский тезис: философские системы образуют все более расширяющееся и все более плодотворное пространство человеческой мысли, а сам основной вопрос философии усложняется и отнюдь не сводится только к соотношению бытия и сознания. Ваша революционная борьба против идеологического сектантства и изоляционизма пролагала путь и совпадала с борьбой наших ведущих социологов за самостоятельность социологии, за освобождение ее «из-под глыб» социальной философии (истмата), за полипарадигмальный подход в социологии. Исключительно плодотворной была Ваша деятельность в первые десятилетия XXI века. Это – и эволюция и развитие Ваших собственных взглядов на генезис марксизма, и критическое осмысление его противоречий, как философского и социального учения, и позитивная разработка истории и направлений мирового рабочего движения. В своей обобщающей работе «Амбивалентность философии» Вы доказываете, что противоречивость и многозначность крупных философских систем XVIII – XIX вв. свидетельствует не о их ущербности и устарелости, а наоборот – об их до сих пор не исчерпанной плодотворности и значимости для познания природы и общества. В этой связи Вы ставите вопрос «Не пора ли переосмыслить полузабытую теорию факторов». Лапласовская концепция жесткого «линейного» детерминизма, однозначного понимания причинно-следственной связи должна уступить место «нелинейному» вероятностному пониманию детерминизма, которое наиболее адекватно для сложных и сверхсложных систем. По этому пути уже шли Маркс и Энгельс, это же относится к социологам начала и середины XX века, которые постоянно указывали на многообразие факторов, определяющих тенденции общественного развития. Современной социологии необходимо выйти из одномерного (монофакторного) в многомерное (полифакторное) пространство. В периоды гигантских общественных и научных кризисов постоянно появляются версии о том, что философия «мертва», ибо безнадежно отстала от естествознания, о «конце науки», о « конце истории». Ваше творчество, дорогой Теодор Ильич, Ваша необъятная философская и социологическая «ойзерманиана», и, безусловно, Ваши смелые, глубокие и пытливые идеи – самое лучшее свидетельство того, насколько пустопорожним является философский скептицизм и нигилизм. Всей своей жизнью и деятельностью Вы подвергали сомнению любое право на подавление и ограничение свободной человеческой мысли и духа, право на сектантство, нетерпимость и диктат в философии и социологии. Поэтому – вне всякого сомнения – Вы и Ваши труды составляете целостную и прогрессивную эпоху в интеллектуальной и общественной жизни России второй половины XX – начала XXI века. Мы, сотрудники первого в истории России Института социологии, желаем Вам во втором столетии Вашей жизни продолжить и приумножить плодотворные деяния столетия первого.