Круглый стол «Медиация как социокультурная категория» Обращение к участникам заседания круглого стола «Медиация как социокультурная категория», ко всем читателям веб-сайта Института социологии РАН и журнала «Философские науки» Уважаемые коллеги. 22 февраля 2013 г. в Институте социологии РАН состоялся круглый стол «Медиация как социокультурная категория». Cтенограмма заседания опубликована в семи номерах журнала «Философские науки». Полный текст опубликован на сайте "Публикации Официального портала Института социологии РАН" (скачать) В обсуждении приняли участие 15 докторов наук -- социологов, философов, культурологов, историков из Института социологии РАН, РГГУ, Высшей школы экономики (Москва и Санкт Петербург), Либеральной миссии, Института философии РАН, МГУ им. М. В. Ломоносова. Цель обсуждения на круглом столе – представить фокус взаимоотталкивания/взаимопроникновения противоположностей (условной середины) в мышлении оппозициями как динамичное основание бытия, культурогенеза, социогенеза, проявляющееся через способность субъекта к выходу за рамки дуального мышления и поиску адекватной меры выхода. Миссия дискуссии -- нащупать методологические основания социальной консолидации в России через постановку вопроса о логике (структуре) межцивилизационного диалога. Исследуя структуру «сферы между», участники пытались расчленить на составляющие представление о том, как человек принимает решения и формирует новые смыслы. У участников не было противоречий по поводу того, что мышление абсолютами неэффективно. Поэтому на передний план их рефлексии вышел вопрос о том, на каком культурном основании строить альтернативные смыслы. Это межполюсное смысловое пространство некоторые выступавшие, вслед за К. Леви-Строссом и А. С. Ахиезером, назвали условной «серединой», процесс выхода в это пространство -- «поиском середины» или «медиацией» (mediana -- лат. середина, mediation -- англ. медиация), релятивистское творческое мышление -- медиационным мышлением, а субъекта, нацеленного на социальные реформы -- медиационным субъектом (в отличие от инверсионного субъекта, мыслящего противоположными абсолютами). Отношение участников к термину «медиация» было разным, некоторые специалисты отказали ему в праве на существование. Но и те, которые согласились, что «середина», «поиск середины» несет значимые смыслы, пришли к совершенно различным выводам: некоторые считали, что «середина» -- это область застойного мышления, «болото», блокирующее развитие. Другие, напротив -- что отказ от мышления абсолютами и способность формировать третьи смыслы способствует творческому мышлению и реформаторскому социальному поведению. Исходя из различных посылок, дискуссанты предлагали различные методологические конструкции. Некоторые участники анализировали проблему в терминах рационалистической философии, другие в рамках экзистенциализма, третьи, опираясь на инструменты культурологической антропологии. Участники пытались понять, возможно ли создать какую-то методологическую базу для того, чтобы 1) в социокультурных терминах описать массового современного субъекта, 2) перевести дискурс из философии и культурологии в область социокультурного анализа социальной динамики России и 3) проводить количественное изучение смыслов, формирующихся в социокультурной «сфере между» социологией и культурологией. Так или иначе, прошедший круглый стол показал, что его материалы могут стать стартовой площадкой для дальнейшей дискуссии, чтобы продвинуться в решении поставленных задач. Материалы круглого стола Стенограмма круглого стола // Философские науки. Васильев Л.С. "О нас, наших и нашем" (комментарий к круглому столу доктора исторических наук, профессора Васильева Л. С.) Приглашаем участников круглого стола, а также всех заинтересованных лиц ознакомиться с опубликованными текстами и выступить на сайте ИС РАН -- высказаться по теме «Медиация как социокультурная категория». Ждем также новых идей. Журнал «Философские науки» будет продолжать осуществлять информационную поддержку проекта и публиковать наиболее интересные мысли и предложения. Для этого оставьте комментарий на данной странице.