ИНАБ Выпуск №2 / 2008 <<назад оглавление >> дальше 2. САМООЦЕНКА УРОВНЯ ЖИЗНИ И ОТНОШЕНИЕ К РЕФОРМАМ 2.1. Удовлетворенность жизнью и оценка жизненных перспектив В отличие от 90-х годов прошлого века, когда подавляющее большинство россиян переживали остро выраженный социальный дискомфорт, в последние годы в структуре массового сознания отмечаются заметные положительные сдвиги, являющиеся результатом улучшения жизни людей, постепенного преодоления застоя во многих сферах развития общества, возрождения надежды на длительное стабильное и спокойное развитие. Как бы то ни было, но все заметнее становится положительная динамика изменений в экономике и социальной сфере. Важнейшим результатом нынешнего курса развития общества стало ощутимое повышение уровня материального благосостояния граждан и качества жизни больших групп населения. Итоги Российского мониторинга показывают, что многие проблемы, отягощающие повседневную жизнь людей, по мере преодоления кризисных явлений в развитии общества теряют свою прежнюю остроту. Речь идет прежде всего об обеспечении личной и общественной безопасности, о безработице, невыплатах заработной платы, некоторых других проблемах, от успешности решения которых зависит социальное самочувствие населения. Появились первые, но уже хорошо осязаемые результаты от реализации приоритетных национальных проектов в тех сферах, на которые они преимущественно направлены: здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство. Рассматривая причины позитивных изменений в настроениях российских граждан, необходимо учитывать общий контекст экономического, политического и социального развития общества, в том числе усиление стабилизационных процессов в экономике и политической жизни, формирование условий для нарастания баланса политических сил и достижения общественного согласия, укрепление государственной власти и одновременное налаживание ее диалога с обществом, повышение внимания со стороны правительства к решению наиболее острых социальных проблем населения, улучшение общего нравственного климата в стране. Глубокое социально-экономическое расслоение, жесткое идеологическое и политическое противостояние в предыдущие годы вызвали к жизни требование проводить более ответственную и эффективную социальную политику. Люди стали ощущать заинтересованное внимание со стороны государства. Более предсказуемой, взвешенной и понятной людям разных поколений стала внешняя политика государства. Начиная с октября 2000 г. результаты опросов демонстрируют постепенное расширение в массовых настроениях позитивного спектра как следствие ослабления ощущений социального дискомфорта и повышения уровня адаптированности населения к условиям трансформирующегося общества. Причем наибольшие перемены в настроениях россиян пришлись на 1999—2002 гг., т.е. на годы интенсивного и неуклонного преодоления негативных последствий глубокого финансово-экономического кризиса или на начало так называемого «восстановительного роста». Главным итогом указанного периода стало создание благоприятных условий для устойчивого экономического развития и преодоление морального упадка, воцарившегося в обществе после дефолта, что выразилось в ослаблении крайне негативных и тревожных оценок не только общей ситуации в стране, но и собственного бытия, в росте уверенности россиян в своем будущем. Уставшие от бесконечных потрясений люди восприняли наступившую после 2000 г. экономическую и политическую стабилизацию как особо ценное благо. Об этом свидетельствовало прежде всего заметное повышение уровня удовлетворенности населения своей жизнью в целом, выступающей комплексным показателем, интегрирующим частные удовлетворенности — материальными параметрами жизни, профессиональной деятельностью, состоянием здоровья, социальной средой обитания и т.д. Казалось бы, по-прежнему очень многие российские граждане относились к окружающей действительности и собственной жизни достаточно осторожно и критически, но степень этой критичности была уже далеко не такой острой и болезненной, как несколько лет назад. Как следует из таблицы 20, с ноября 1998 г. по октябрь 2002 г. доля россиян, в большей или меньшей степени удовлетворенных своей жизнью, выросла почти в 3 раза — с 11,9 до 33,6%, тогда как удельный вес граждан, испытывающих противоположные настроения, снизился более чем в 1,5 раза — с 69,3 до 42%. Таблица 20 Удовлетворенность своей жизнью в целом (%) Оценка Декабрь 1994 г. Октябрь 1995 г. Октябрь 1996 г. Ноябрь 1998 г. Октябрь 2000 г. Октябрь 2001 г. Октябрь 2002 г. Октябрь 2003 г. Октябрь 2004 г. Октябрь 2005 г. Октябрь 2006 г. Полностью удовлетворены 3,6 3,4 2,6 2,2 3,8 5,5 6,9 5,9 5,2 5,4 6,5 Скорее удовлетворены 10,8 10,6 9,3 9,7 13,8 17,4 26,7 24,8 30,3 31,3 29,6 И да, и нет 20,5 20,9 19,9 18,0 22,1 23,9 23,9 22,6 24,1 25,5 23,5 Не очень удовлетворены 40,2 35,8 36,6 33,4 36,6 35,4 30,6 32,1 28,8 26,3 27,7 Совсем не удовлетворены 23,6 28,5 30,6 35,9 22,7 17,0 11,5 14,1 11,1 10,8 12,2 Затруднились ответить 1,3 0,8 1,0 0,8 1,0 0,8 0,4 0,5 0,5 0,7 0,5 В дальнейшем настроения россиян менялись гораздо медленнее. К концу 2006 г. доля граждан, полностью или частично удовлетворенных своей жизнью, достигла 36,1%, вплотную приблизившись к доле лиц, недовольных жизнью, которая снизилась до 39,9%. Стоит обратить внимание и на тот интересный факт, что за 1998—2006 гг. доля россиян, полностью удовлетворенных своей жизнью, выросла с 2,2 до 6,5%, тогда как доля тех, кого собственная жизнь совсем не устраивает, сократилась с 35,9 до 12,2%. Что касается граждан, занимающих промежуточную или неуверенную позицию («и да, и нет»), то их удельный вес в этот период практически не менялся, составляя от одной пятой до четверти опрошенных. Рост удов-летворенности жизнью сопровождался улучшением общего социально-психологического состояния граждан, которое выражалось, с одной стороны, в сокращении количества людей, переживающих такие негативные настроения, как подавленность и озлобленность, страх и отчаяние, а с другой стороны, в росте доли россиян, для которых характерны спокойствие, уравновешенность, бодрость, эмоциональный подъем и другие подобные позитивные самоощущения. Таким образом, несмотря на наличие огромного количества негатива в жизни людей, на протяжении всех последних лет в российском обществе наблюдалось хотя и не очень быстрое, но настойчивое и последовательное нарастание оптимистических, позитивных настроений. Указанные тенденции характерны как для молодого, так и для старшего поколения. Но, как вытекает из данных, приведенных в таблице 21, пожилые люди более критичны в своих оценках, тогда как более других удовлетворены своей жизнью в целом молодые люди в возрасте до 20 лет, особенно учащиеся и студенты (удовлетворены в той или иной степени — соответственно 60,1 и 56,6%). Мужчины довольны своей жизнью чаще, чем женщины; лица с высшим образованием — чаще, чем менее образованные люди; городские жители — чаще, чем селяне. Говоря о позитивных сдвигах в социальном самочувствии населения, не стоит забывать об относительности этих перемен, что подтверждает наличие значительной доли граждан, очень чувствительно воспринимающих социальные проблемы и недовольных своей жизнью. В основе этого недовольства лежит осознание неустойчивости своего положения, обеспокоенность нерешенностью целого ряда важных социальных проблем, в том числе постоянным удорожанием жизни, обострением жилищной проблемы, отсутствием достойной заработной платы, пенсионных выплат, качественного медицинского обслуживания, возможности полноценно отдыхать и содержательно проводить досуг, реализовать себя в профессии и др. Хотя большинство людей стали жить лучше, чем в очень тяжелые 90-е годы прошлого века, многих из них не покидает беспокойство, боязнь каких-либо серьезных перемен. Эти чувства, обострившиеся после дефолта, остаются доминирующими на протяжении всех последующих лет. Изменение жизненных стандартов людей происходит в атмосфере социально-психологической напряженности, требующей от них постоянных физических усилий, освоения новых стратегий и способов адаптации. Таблица 21 Уровень удовлетворенности жизнью различных групп населения. Октябрь 2006 г. (%) Группы населения Полностью удовлет-ворены Скорее удовлет-ворены И да, и нет Не очень удовлет-ворены Совсем не удовлет-ворены Затруд-нились ответить Пол Мужчины 7,3 31,5 23,5 25,8 11,3 0,6 Женщины 6,0 28,3 23,4 29,1 12,9 0,3 Возраст До 20 лет 12,4 40,1 24,0 16,9 5,9 0,7 21—30 лет 8,6 35,2 24,3 21,5 10,2 0,2 31—40 лет 6,6 31,0 25,6 26,1 10,3 0,4 41—50 лет 5,9 25,1 24,7 30,6 12,9 0,8 51—60 лет 5,0 25,7 25,2 30,4 13,5 0,2 Старше 60 лет 3,9 26,2 19,0 34,0 16,2 0,7 Уровень образования Неполное среднее 8,7 28,9 22,8 27,4 11,9 0,3 Общее среднее 6,4 28,0 24,9 27,8 12,4 0,5 Среднее специальное 6,2 29,1 24,7 27,6 12,0 0,4 Высшее 7,6 36,1 22,5 25,2 8,1 0,5 Место проживания Региональный центр 5,9 31,6 25,2 27,0 9,9 0,4 Другой город 8,6 29,7 22,9 27,1 11,4 0,3 Поселок городского типа 7,6 29,3 21,5 25,2 16,0 0,4 Село 5,3 26,5 21,9 30,0 15,6 0,7 Квинтили душевого дохода Нижний — 20% 2,9 18,2 20,1 35,0 22,9 0,9 21—40% 4,0 25,6 24,6 31,8 13,5 0,5 41—60% 6,0 30,0 25,8 27,8 9,9 0,5 61—80% 7,8 36,2 24,5 23,4 7,7 0,4 Верхний — 20% 11,1 38,7 23,1 19,7 7,1 0,3 К тому же, улучшение жизни почувствовали многие, но далеко не все категории населения. Значительные группы россиян по-прежнему живут плохо и очень сильно озабочены сложностью повседневного существования, остро ощущают материальную необеспеченность, а некоторая часть граждан испытывает ухудшение материального поло-жения или постоянно находится за гранью бедности и нищеты. В этой связи следует отметить, что удовлетворенность жизнью непосредственно связана с уровнем материальной обеспеченности людей. Так, если среди 20% наиболее обеспеченных россиян доля лиц, удовлетворенных жизнью, достигает почти половины, то среди 20% наименее обеспеченных — лишь немногим более 21%. На рисунке 15 представлены показатели удовлетворенности жизнью, принадлежащие респондентам, занятым на предприятиях и в организациях с различными формами собственности. Как можно заметить, среди работников частного сектора (предприятий и организаций, владельцами и совладельцами которых являются частные лица, коллективы, фирмы) больше лиц, удовлетворенных своей жизнью, чем среди работников предприятий и организаций с другими формами собственности (43,2% против 39,7%). Но эти различия не особенно велики, несмотря на то, что заработки в частном секторе заметно выше, чем в государственном (в бюджетных организациях и на государственных и муниципальных предприятиях). Особый интерес представляет тот факт, что показатели удовлетворенности своей жизнью у работников, занятых в государственном секторе и на предприятиях, в организациях со смешанной собственностью, практически идентичны[1]. Рис. 15. Уровень удовлетворенности жизнью работников предприятий и организаций различных форм собственности. Октябрь 2006 г. (%)[2] [1] Разделение предприятий и организаций по формам собственности осуществлено по формальным признакам, не учитывающим происхождение предприятий, соотношение различных типов собственности. Хотя неоднородность предприятий достаточно велика. [2] Рисунки 15 и 16 построены без учета лиц, затруднившихся ответить на поставленный вопрос, доли которых составляют в пределах 0,3—0,4%. <<назад оглавление >> дальше