ИНАБ Выпускс №2 / 2008 <<назад оглавление >> дальше 1.2. Источники доходов домохозяйств Радикальная трансформация общества, развернувшаяся в России в начале 90-х годов прошлого века, привела к глубоким изменениям в структуре доходов и расходов населения и отдельных социальных групп. Анализируя эти перемены, нетрудно увидеть, что постоянное снижение доходов, наблюдавшееся вплоть до конца 1998 г., сменилось затем не менее последовательным ростом, что полностью соответствует главным тенденциям трансформационных процессов. Согласно данным, изложенным в таблице 1, с сентября 1992 г. по ноябрь 1998 г. средние реальные доходы домохозяйств уменьшились на 42,6%[1]. Однако оживление в экономической сфере, наступившее после преодоления финансово-экономического кризиса августа 1998 г., вызвало давно и с нетерпением ожидаемый рост доходов населения. Увеличиваясь ежегодно, они выросли к октябрю 2006 г. почти в 2,3 раза, достигнув наивысшего значения за все время наблюдений в рамках РМЭЗ. В октябре 2006 г. средние реальные доходы домохозяйств были почти на треть больше, чем в сентябре 1992 г. Решающую роль в повышении доходов населения сыграл рост доходов от заработной платы и трансфертных платежей (пенсии, стипендии, пособия и т.п.), занимающих доминирующее место в структуре семейных доходов. С сентября 1992 г. по ноябрь 1998 г. общий доход от заработной платы уменьшился более чем на половину, а именно на 52,8%. Это уменьшение происходило в основном за счет поступательного сокращения дохода от работы на государственных предприятиях, который за 1992—1998 гг. снизился более чем в 2 раза. К числу основных факторов резкого падения этих доходов можно отнести гигантский, не имеющий аналогов спад производства и свертывание целого ряда жизненно важных для населения отраслей экономики; сужение сферы наемного труда и возможностей получения достаточного для жизни трудового дохода; катастрофическое обесценивание рабочей силы, резкое падение цены труда и реальной заработной платы, нарастание задолженности по ее выплате. Вместе с тем набирающий ход процесс перевода экономики на рыночные рельсы (изменились условия функционирования экономики, произошли принципиальные изменения в формах собственности, в экономическом и правовом положении хозяйствующих субъектов, в финансовой сфере и т.д.) в совокупности с углубляющимся экономическим кризисом внес значительные коррективы в структуру доходов, свидетельствующие о крайне сложных, но все же не бесполезных поисках населением путей и способов адаптации к новым социально-экономическим условиям. Доходы от работы на частных предприятиях и от работы на предприятиях смешанной формы собственности на первом этапе реформ имели тенденцию к росту, которая была прервана лишь кризисом августа 1998 г. В дальнейшем наблюдалось только поступательное увеличение доходов от работы на предприятиях всех форм собственности. Наиболее быстрыми темпами рос доход от работы на частных предприятиях, который за 1998—2006 гг. увеличился почти в 5 раз, тогда как доход от работы на государственных предприятиях увеличился только в 2,5 раза, а доход от работы на предприятиях смешанной формы собственности — всего лишь в 1,5 раза. Примечательно, что за последние два года совокупный доход от заработной платы вырос на 31%. При этом доход от работы на частных предприятиях увеличился на 38%. Но в целом, общий реальный доход от заработной платы был в октябре 2006 г. самым высоким из когда-либо наблюдавшихся РМЭЗ: на 41% больше, чем в сентябре 1992 г., и почти в 3 раза больше, чем в ноябре 1998 г. Это же относится и к доходу от работы на частных предприятиях. Заметим, что в конце 2006 г. около 45% всех доходов от заработной платы поступали исключительно из частных источников и 46% от работы на государственных предприятиях. Что касается дохода домохозяйств от работы на предприятиях смешанной формы собственности, то, несмотря на непрекращающийся рост, он пока остается ниже, чем в октябре 1996 г. Таблица 1 Структура совокупного дохода домохозяйств (в рублях декабря 2003 г.) Источники доходов Даты сбора данных Сентябрь 1992 г. Октябрь 1996 г. Ноябрь 1998 г. Октябрь 2000 г. Октябрь 2002 г. Октябрь 2004 г. Октябрь 2006 г. Доход от работы на государственных предприятиях 4057 1851 1290 1673 2347 2379 3145 Доход от работы на частных предприятиях 256 977 621 805 1559 2239 3101 Доход от работы на предприятиях смешанной формы собственности 519 672 373 514 536 559 578 Общий доход от заработной платы 4832 3500 2284 2992 4443 5177 6824 Государственные трансфертные платежи 1343 1133 968 1089 1608 1753 2088 Денежный доход от домашнего производства и неформального сектора 540 522 424 690 838 879 988 Натуральный доход от домашнего производства и неформального сектора 560 699 758 604 513 408 469 Доход от продажи личного имущества 374 140 136 134 254 223 165 Доход от сдачи личной собственности в аренду 6 11 12 12 24 39 40 Дивиденды — 88 23 115 30 199 64 Помощь от родственников и благотворительная помощь 1032 621 383 452 498 568 787 Общая сумма месячного дохода (в рублях декабря 2003 г.) 8686 6715 4988 6087 8208 9246 11425 Государственные трансфертные платежи до конца 1998 г. только уменьшались (в целом на 28%), что было связано как с трудностями переходного периода, так и с самоустранением монетаристского правительства от выполнения своих социальных функций. В течение последних двух лет государственные трансфертные платежи выросли на 19% и достигли самого высокого уровня из когда-либо зафиксированных в ходе опросов мониторинга. В сравнении с сентябрем 1992 г. они умножились более чем в 1,5 раза, а в сравнении с ноябрем 1998 г. — более чем в 2 раза. Низкий уровень доходов от заработной платы и трансфертных платежей на первом этапе экономических преобразований, т.е. основных видов денежных доходов, обусловливал низкий уровень доходов семей. Ситуация осложнялась тем, что инфляция съедала сбережения, лишая людей последних резервов, позволяющих сглаживать трудности кризисного периода. Это все чаще и чаще побуждало их предпринимать крайне необходимые, но непривычные для многих действия, нацеленные на улучшение материального положения или поддержание его на прежнем уровне. Подобные действия были в основном направлены или на поиск дополнительных источников денежных доходов, или на самообеспечение за счет натуральных источников доходов. Характерной особенностью начального периода реформ стало активное обращение к относительно новым для многих людей способам социально-экономической адаптации, основанным на использовании потенциала семьи и социальных связей. Об этом свидетельствует рост натурального дохода от домашнего производства и неформального сектора, который за 1992—1998 гг. увеличился более чем на 35%. Но в дальнейшем начала проявляться противоположная тенденция, которая развивалась вплоть до конца 2004 г. За последние два года натуральный доход от домашнего хозяйства хотя и увеличился на 15%, тем не менее оставался значительно менее важным источником дохода, чем это было в 90-х годах прошлого века и в начале XXI в. Что касается денежного дохода от домашнего производства и неформального сектора, то он с ноября 1998 г. имел устойчивую тенденцию к росту. Если с сентября 1992 г. по ноябрь 1998 г. доход из данного источника уменьшился на 21,5%, то в дальнейшем он вырос почти в 2,5 раза и достиг наивысшего значения. Доход от продажи личных вещей имел в последние годы четко выраженную тенденцию к уменьшению. В октябре 2006 г. он был на 44% меньше, чем в сентябре 1992 г., но на 21% больше, чем в ноябре 1998 г. В то же время доход от сдачи личной собственности в аренду продолжил свое увеличение, но темпы этого роста в последние годы существенно замедлились. Обращает на себя внимание резкое падение дивидендов, которые за последние два года сократились более чем в 3 раза. Это обусловлено главным образом тем, что только лишь некоторые респонденты в ходе опросов указывали значения этого источника дохода, тогда как 99% домохозяйств сообщали, что они не имеют доходов в виде дивидендов или страховых платежей. Что касается помощи от родственников и благотворительной помощи, то если до ноября 1998 г., она постоянно сокращалась, то в дальнейшем только увеличивалась. За 1998—2006 гг. доход из данного источника умножился примерно в 2 раза, но все равно остается почти на четверть меньше, чем в сентябре 1992 г. Таблица 2 и рисунки 3.А—3.Г демонстрируют процентное соотношение различных источников дохода домохозяйств в период с 1992 по 2006 г.[2]. Из представленных данных видно, что основными источниками доходов населения остаются заработная плата и государственные трансфертные платежи, на долю которых приходится 81,3% совокупного дохода домохозяйств. Это лишь не намного меньше, чем в сентябре 1992 г. (79,8%). Но за этой внешней схожестью скрываются весьма значительные внутренние различия, обусловленные развитием и становлением рыночных отношений. Наиболее существенное перераспределение в структуре доходов, связанное со значительным снижением удельного веса доходов от заработной платы, произошло в самом начале 90-х годов. В дореформенный период оплата труда на государственных предприятиях и в организациях достигала 70—75% денежных доходов населения. Но к концу 1992 г. доля дохода от заработной платы в совокупном доходе домохозяйств составляла уже 48,9%. В дальнейшем это снижение продолжилось до 35,6% в ноябре 1998 г., после чего наметилась обратная тенденция. Таблица 2 Распределение доходов по источникам (%) Источники доходов Даты сбора данных Сентябрь 1992 г. Октябрь 1996 г. Ноябрь 1998 г. Октябрь 2000 г. Октябрь 2002 г. Октябрь 2004 г. Октябрь 2006 г. Доход от работы на государственных предприятиях 41,5 22,9 22,3 22,9 24,1 22,9 24,6 Доход от работы на частных предприятиях 2,3 9,2 8,0 9,2 12,5 16,9 19,5 Доход от работы на предприятиях смешанной формы собственности 5,1 6,8 5,3 6,1 5,4 4,7 3,9 Общий доход от заработной платы 48,9 38,9 35,6 38,2 42,0 44,5 48,0 Государственные трансфертные платежи 30,9 27,1 30,9 34,3 35,5 34,7 33,3 Денежный доход от домашнего производства и неформального сектора 1,6 6,5 5,6 7,5 7,1 7,1 5,8 Натуральный доход от домашнего производства и неформального сектора 7,8 15,9 17,8 11,5 7,5 5,5 4,2 Доход от продажи личного имущества 1,2 1,3 1,0 0,8 0,6 0,5 0,3 Доход от сдачи личной собственности в аренду 0,0 0,1 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3 Дивиденды — 0,6 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 Помощь от родственников и благотворительная помощь 9,7 9,6 8,5 7,3 6,8 7,1 7,7 Общая сумма месячного дохода, % 100 100 100 100 100 100 100 В конце 2006 г. средняя доля дохода от заработной платы составляла около 48%. Это самый высокий уровень, начиная с лета 1993 г., и лишь немного меньше, чем в сентябре 1992 г. Рис. 3.Б. Распределение доходов по источникам: государственные предприятия, частные предприятия, предприятия смешанной формы собственности Рис. 3.В. Распределение доходов по источникам: денежный и натуральный доходы от домашнего производства, помощь от родственников и благотворительная помощь Рис. 3.Г. Распределение доходов по источникам: продажа личного имущества, сдача в аренду личной собственности, дивиденды Рассматривая показатели, характеризующие распределение доходов от заработной платы, стоит обратить внимание на значительное снижение доли дохода от работы на государственных предприятиях с 41,5% в сентябре 1992 г. до 22,9% в октябре 1996 г., т.е. почти в 2 раза. Однако в дальнейшем этот показатель менялся несущественно и в октябре 2006 г. составил 24,6%. Но в то же время наблюдался последовательный рост доли дохода от работы на частных предприятиях, вызванный развитием частного сектора экономики. Если в сентябре 1992 г. эта доля составляла только 2,3%, то в октябре 1996 г. — уже 19,5%. Обращает на себя внимание также постепенное снижение доли дохода от работы на предприятиях смешанной формы собственности, которое наблюдалось с конца 2000 г. Важность государственных трансфертных платежей как источника дохода в период систематических наблюдений постоянно менялась, но все же не особенно существенно. В октябре 2006 г. на долю данного источника приходилась треть (33,3%) совокупного дохода домохозяйств, тогда как в сентябре 1992 г. — 30,9%. Примечательно, что почти 90% всех государственных трансфертов в последние годы составляют пенсии. В целом средняя доля дохода от государственных трансфертных платежей менее чем на четыре процентных пункта ниже самого высокого значения (36,5%), зафиксированного в октябре 1995 г. В октябре 2006 г. доля доходов домохозяйств из государственных или смешанных частно-государственных источников, включая трансферты и заработные платы, была очень похожа на соответствующий показатель 2005 г., когда он составлял 61%. Все это не позволяет говорить о том, что в 2000-х гг. люди значительно меньше стали полагаться на доходы из государственных источников. Наблюдавшиеся в первой половине 90-х годов прошлого века неблагоприятные изменения в экономической сфере, снижение роли государства в регулировании экономических процессов и реализации социальной политики, сокращение рабочих мест, позволяющих получать стабильный и достойный заработок, вынудили многих людей задействовать дополнительное ресурсы, обратиться к внутренним резервам для того, чтобы как-то свести концы с концами или не скатиться в пропасть бедности и нищеты. Об этом убедительно свидетельствует значительный рост доли дохода от домашнего производства — с 9,4% в сентябре 1992 г. до 23,4% в ноябре 1998 г., в том числе натурального дохода — с 7,8 до 17,8% и денежного дохода — с 1,6 до 5,6%. В дальнейшем роль этих источников стала ослабевать. В конце 2006 г. суммарный доход от домашнего производства и работы в неформальном секторе составлял около 10% общего дохода домохозяйств. Это один из самых низких показателей за все время наблюдений. Денежный доход от домашнего производства и работы в неформальном секторе начиная с 1996 г. менялся незначительно и в октябре 2006 г. составил 5,8%. При этом доля натурального дохода от домашнего производства и работы в неформальном секторе оказалась несколько ниже (4,2%). Но такая картина начала складываться только в самое последнее время. Тогда как до октября 2004 г. постоянно отмечалось превышение, и в некоторые годы весьма существенное (до 10—12%), натурального дохода над денежным. Среди других тенденций отметим некоторое снижение доли дохода от продажи личного имущества, которое наблюдается с октября 1996 г. Что касается частных трансфертов, то их доля в бюджете домохозяйств на протяжении 2000-х годов оставалась достаточно стабильной (около 7—8%), но несколько ниже, чем в предшествующие годы (около 9—10%). В таблице 3 представлено процентное соотношение домохозяйств, имеющих доходы из перечисленных выше источников. Из таблицы видно, что в 90-х годах значительно сократилось число домохозяйств с каким-либо доходом от заработной платы: с 72,4% в сентябре 1992 г. до 57,6% в ноябре 1998 г. Причем это снижение произошло полностью за счет уменьшения доли домохозяйств, получающих доход от работы в государственном секторе, предприятия которого пребывали в глубоком кризисе. Резко снизилось также количество домохозяйств, получающих государственные трансфертные платежи: с 86,5% в сентябре 1992 г. до 54,8% в октябре 1996 г. Но в то же время более четкие очертания приобрели группы семей, получающие доходы от источников, в основе которых лежат разнонаправленные стратегии и способы адаптации, — домохозяйства, члены которых ориентированны преимущественно на работу в рыночных секторах экономики, с одной стороны, и домохозяйства, обратившиеся в трудное время к домашнему производству, — с другой. За 1992—1996 гг. доля домохозяйств с доходом от работы на частных предприятиях выросла более чем втрое — с 5,3 до 16,6%, а получающих денежный и натуральный доходы от домашнего производства и неформального сектора — соответственно с 15,2 до 24,9% и с 56,3 до 60%. По мере стабилизации ситуации в экономической сфере картина стала постепенно меняться. Прежде всего обращает на себя внимание последовательное увеличение удельного веса домохозяйств с какими-либо доходами от заработной платы. С ноября 1998 г. по октябрь 2006 г. этот рост составил с 57,6 до 66,4%. При этом доля домохозяйств, получающих доход от работы в государственном секторе, за прошедшее время изменилась мало, тогда как удельный вес домохозяйств с доходом от работы на частных предприятиях вырос вдвое — с 16% в ноябре 1998 г. до 32,6% в октябре 2006 г., достигнув максимального значения за все время систематических наблюдений. Что касается доли домохозяйств с доходами от работы на предприятиях смешанной формы собственности, то здесь наблюдается постоянно снижение, берущее начало в октябре 2000 г. Таблица 3 Процент домохозяйств с доходом из данного источника Источники доходов Даты сбора данных Сентябрь 1992 г. Октябрь 1996 г. Ноябрь 1998 г. Октябрь 2000 г. Октябрь 2002 г. Октябрь 2004 г. Октябрь 2006 г. Доход от работы на государственных предприятиях 64,9 41,2 42,1 44,4 44,2 43,0 44,8 Доход от работы на частных предприятиях 5,3 16,6 16,0 17,5 23,0 28,4 32,6 Доход от работы на предприятиях смешанной формы собственности 10,5 12,4 10,7 12,1 10,7 9,0 7,6 Общий доход от заработной платы 72,4 59,2 57,6 60,9 62,1 64,1 66,4 Государственные трансфертные платежи 86,5 54,8 60,3 69,8 75,1 76,8 72,8 Денежный доход от домашнего производства и неформального сектора 15,2 24,9 24,1 26,4 25,6 24,4 20,9 Натуральный доход от домашнего производства и неформального сектора 56,3 60,0 62,9 59,2 55,2 50,5 46,2 Доход от продажи личного имущества 3,8 3,2 2,8 2,6 2,0 1,4 1,1 Доход от сдачи личной собственности в аренду 0,2 0,3 0,6 0,6 1,3 1,3 1,2 Дивиденды — 1,8 1,1 1,2 1,2 1,1 1,5 Помощь от родственников и благотворительная помощь 34,7 25,9 25,5 27,5 26,7 29,0 29,9 На протяжении последнего десятилетия доля домохозяйств, не имеющих дохода от заработной платы, медленно падала и к концу 2006 г. составила 33,6%. С октября 2002 г. произошло некоторое уменьшение доли домохозяйств, получающих трансфертные платежи от государства. И тем не менее в конце 2006 г. такие платежи получало около трех из каждых четырех домохозяйств. Такой большой процент объясняется тем, что в состав почти половины всех домохозяйств входят пожилые люди, получающие доход в виде пенсии. Как уже отмечалось, в совокупности пенсии составляют подавляющую долю всех государственных трансфертов и выступают главным слагаемым дохода пожилых лиц. Особого внимания заслуживает тот факт, что пенсионные выплаты составляют свыше половины, а именно около 53% общего дохода домохозяйств, получающих какой-либо доход в виде пенсии. За последние годы у многих людей отпала необходимость заниматься домашним производством, о чем свидетельствует значительное снижение доли домохозяйств, получающих натуральный доход от домашнего производства и неформального сектора (с 62,9% в ноябре 1998 г. до 46,2% в октябре 2006 г.), и менее существенное уменьшение удельного веса домохозяйств, получающих денежный доход (с 26,4% в ноябре 1998 г. до 20,9% в октябре 2006 г.). Все меньше и меньше российских семей получают доход от продажи личного имущества. Если в сентябре 1992 г. доля таких домохозяйств составляла 3,8%, то в октябре 2006 г. — только 1,1%. Но в целом остается фактом, что очень мало домохозяйств получили и получают какой-либо доход от продажи личного имущества, от сдачи личной собственности в аренду или в виде дивидендов. Доля всех домохозяйств, использующих в качестве источника дохода материальную помощь от родственников или благотворительных организаций, последовательно выросла за 1998—2006 гг. с 25,5 до 29,9%. Хотя нельзя не заметить, что сентябре 1992 г. данный показатель достигал 34,7%. За годы рыночных реформ произошла резкая дифференциация населения по доходам и собственности. В самом начале реформ Советский Союз наряду с восточно-европейскими и Скандинавскими странами входил в группу государств с наиболее низким уровнем дифференциации доходов, но уже буквально через несколько лет Россия превзошла по этому показателю многие европейские страны. Если советская уравниловка нивелировала людей по уровню материального благосостояния, обеспечивая довольно скромные условия жизни, то сегодня не существует никаких ограничений в доходах. В результате разрыв между бедными массами и узким слоем богатых достиг огромной величины. В силу известных причин мониторинг не охватывает самые верхние и самые нижние социальные слои, т.е. сверхбогатые финансово-экономические круги, политическую и иные элиты, «высшее общество», с одной стороны, и «социальное дно» — с другой, что не позволяет в полной мере продемонстрировать всю глубину различий в уровне и качестве жизни богатых и бедных слоев населения. Однако он дает возможность определить различия в уровне материального благосостояния зажиточных, или высокодоходных, групп населения и малообеспеченных, или низкодоходных. В таблице 4 доходы домохозяйств классифицированы по квинтилям душевого дохода[3]. Как следует из приведенных в таблице данных, реальные доходы домохозяйств за последний год (с октября 2005 г. по октябрь 2006 г.) повысились на 8—15% в каждом из четырех нижних квинтилей, в то время как в группе с самыми высокими доходами реальный доход вырос на 25%. Характерно, что в предыдущем году наблюдалась противоположная картина. Тогда реальные доходы домохозяйств в каждом из четырех нижних квинтилей выросли за год (с октября 2004 г. по октябрь 2005 г.) на 12—18%, тогда как в самом верхнем квинтиле реальный доход упал почти на 3%. Анализ показал, что если для наиболее обеспеченных людей основным источником дохода является заработная плата, то для наименее обеспеченных — пенсии, пособия и другие государственные трансфертные платежи. При этом доход от заработной платы из государственных источников остается значимым источником дохода для домохозяйств всех квинтилей. Хотя при этом нельзя не заметить, что в двух высокодоходных квинтилях доля дохода от работы на государственных предприятиях несколько выше, чем в нижних. Еще боле значимы для домохозяйств верхних квинтилей доходы от работы на частных предприятиях и предприятиях смешанной формы собственности. Так, в самом нижнем квинтиле доля дохода от работы на частных предприятиях составляет в среднем 12,9%, но затем равномерно увеличивается и достигает 32,1% в квинтиле с самыми высокими доходами. В отношении доходов от работы на предприятиях смешанной формы собственности это увеличение составляет с 2,2 до 4,6%. Таблица 4 Распределение источников дохода в зависимости от квинтилей душевого дохода. Октябрь 2006 г. (%, руб. декабря 2003 г.) Источники доходов Квинтиль душевого дохода Нижний 20% 21—40% 41—60% 61—80% Верхний 20% Доход от работы на государственных предприятиях 22,1 20,3 25,5 28,2 27,2 Доход от работы на частных предприятиях 12,9 12,5 16,4 23,6 32,1 Доход от работы на предприятиях смешанной формы собственности 2,2 3,7 3,9 5,2 4,6 Общий доход от заработной платы 37,2 36,4 45,7 57,0 64,0 Государственные трансфертные платежи 41,9 48,6 38,5 25,1 12,5 Денежный доход от домашнего производства и неформального сектора 6,4 4,5 4,3 5,5 8,2 Натуральный доход от домашнего производства и неформального сектора 6,0 4,6 4,2 3,3 2,9 Доход от продажи личного имущества 0,3 0,1 0,1 0,2 0,7 Доход от сдачи личной собственности в аренду 0,3 0,3 0,3 0,4 0,5 Дивиденды 0,0 0,0 0,2 0,3 0,8 Помощь от родственников и благотворительная помощь 7,9 5,5 6,7 8,1 10,4 Средняя сумма месячного дохода, октябрь 2006 г. 4189 6332 9125 13017 25170 Общий доход от заработной платы, октябрь 2005 г. 35,9 33,6 40,4 53,8 63,3 Государственные трансфертные платежи, октябрь 2005 г. 41,0 50,6 41,6 26,9 14,2 Средняя сумма месячного дохода, октябрь 2005 г. 3865 5725 7950 11992 20142 [1] Под «домохозяйством» или «семьей» в данном исследовании понимаются люди, проживающие вместе и имеющие общие доходы и расходы [2 ]Данные, приведенные в таблице 2 и на рисунках 3.А—3.Г, основаны на средних данных о структуре дохода по домохозяйствам и не могут быть напрямую выведены из данных о среднем доходе, содержащихся в таблице 1. При использовании цифр из таблицы 1 соотношение среднего дохода из одного источника и среднего дохода в целом будет соответствовать средневзвешенным долям дохода домохозяйства, где веса пропорциональны общему доходу каждого домохозяйства. [3] В таблице 4 приводится общая информация об уровне реальных доходов внутри квинтилей. В последних строках таблицы показаны средние доходы по квинтилям распределения доходов в 2005—2006 гг. <<назад оглавление >> дальше