Блог Т.З. Адамьянц Адамьянц Тамара Завеновна, доктор социологических наук, профессор. Главный научный сотрудник Центр социологии образования, науки и культуры. Председатель Исследовательского комитета “Социальная коммуникация, социальное участие и интерактивные масс-медиа” Российского общества социологов (РОС). Сфера научных интересов (ключевые слова) – социальная коммуникация; семиосоциопсихология; социальная диагностика; социально ориентированное проектирование; взаимообращенные процессы в системе “человек-информационная среда”; коммуникативные навыки; интенция; интенциональность; метод интенционального (мотивационно-целевого) анализа. Т.З. Адамьянц: Приветствую всех, кому интересны проблемы социальной коммуникации – той неотъемлемой от человеческого общества сферы деятельности, посредством и благодаря которой происходит общение и взаимодействие людей и которая, бесспорно, оказывает влияние на социально значимые процессы, на становление, социализацию и развитие личности. В центре нашего внимания, следовательно, во-первых, – печать и телевидение, радио и Интернет (во всяком случае, его значительная часть), то есть средства массовой коммуникации (СМК). В центре нашего внимания, во-вторых, и устные, непосредственные, “живые” формы общения, и различные опосредованные формы коммуникации, имеющие своей целью влияние на социум для упрочения статуса, достижения коммерческого успеха и т.д. В центре нашего внимания, конечно же, и тот многообразный и чудесный мир, который мы называем художественным творчеством. Круг возможных тем для нашего виртуального общения, следовательно, обширнейший, учитывая особо тот факт, что все перечисленные виды социальной коммуникации постоянно меняются и модифицируются, обогащаясь новыми техническими и технологическими приобретениями и возможностями, ежедневно, ежечасно и ежесекундно “наращивая” свое непосредственное содержание (контент). Подчеркнем, однако, еще раз ракурс нашего анализа: это, прежде всего, те социально значимые процессы, которые возникают в связи с функционированием СМК и социокультурных центров, “встреч” аудитории с тем или иным произведением, автором, публичной личностью, способом и формой общения. Среди наших “законных” тем – и характерные, качественные особенности современной информационной (шире – социокультурной) среды, и современный человек в этой среде, создающий ее, обращающийся к ней, взаимодействующий с нею и, в конечном счете, неразрывно с нею связанный. Предлагаю в качестве информационного повода для обсуждения на блоге результаты обработки теста «Процессы памяти», где отражены реакции телезрителей по отношению к звездам телеэкрана, итоги 2008 года. 2020 18.02.2020. И вовсе это не «Док-ток»! (к вопросу о тележанрах…). Эссе 10.02.2020. Еще раз о навыках понимания в сфере социальной коммуникации (Эссе) 2019 03.10.2019. Критика нечистого разума, или как избавиться от «моды на разночтения» 03.06.2019. Заполошные новости 29.04.2019. Недетские проблемы детского «Голоса»: взгляд социолога 11.03.2019. Современная социокультурная среда как платформа народного вече 25.02.2019. «Мильон терзаний», или А. Макаревич в раздражении 14.01.2019. Телеэфир-2018: впечатления прошедшего года 2018 02.10.2018. Виртуальные Дридзевские чтения (Выдержки из статьи Адамьянц Т.З. Аудитория СМИ как субъект и объект коммуникативных взаимодействий // Человек. 2018. №3. С. 96-107) 03.09.2018. Что год учебный нам готовит? (Размышления о ментальных технологиях) 27.06.2018. Интенциональность «догоняния» и кому она выгодна (социологический анализ) 27.03.2018. Ставка – на искренность и открытость (размышления на злобу дня) 14.02.2018. Социологическая публицистика, или невыдуманные истории в «горячее» предвыборное время 23.01.2018. Пропаганда в современном социокультурном пространстве, или в чем Соловьев был не прав? (размышления на актуальную тему) Пожалуйста, комментируйте тексты на страницах блога 2017 18.12.2017. Молодая интеллигенция России-2017 в свете комплексного многоуровневого изучения (актуальные данные из отчета РФФИ) 02.10.2017. О концепциях понимания в коммуникации (Т.М. Дридзе посвящается) 03.02.2017. Станет ли современный вуз центром социоментального развития? (Навстречу Сорокинским чтениям-2017: «Университет в глобальном мире: новый статус и миссия») 16.01.2017. Новогоднее шоу: зачем и для кого? 11.01.2017. «Мысль народная» против деструктивных смыслов (На пороге 2017 года) Пожалуйста, комментируйте тексты на страницах блога 2016 16.08.2016. Интенциональные нюансы идеи справедливости в современном социокультурном пространстве (Навстречу Пятому Всероссийскому социологическому конгрессу) 20.06.2016. Современная молодежь России в зеркале социологии (по мотивам и впечатлениям от Ежегодной научной конференции ИС РАН) 29.03.2016. Роль концепций понимания в коммуникации в ситуациях информационных войн и «двойных стандартов». (По мотивам выступления на Ядовском семинаре 28 марта 2016) 15.03.2016. Как продолжить то, что начинал Б.А. Грушин ( к Шестой Грушинской конференции) Пожалуйста, комментируйте тексты на страницах блога 2015 21.12.2015. Итоги и впечатления 2015 года, или размышления о том, к чему обязывает статус ученого? 30.10.2015. Коммуникативные механизмы двойных стандартов (по мотивам выступления на конференции «Диагностика власти и управления: коммуникативные механизмы и «двойные стандарты»; XV Дридзевские чтения) 13.10.2015 г. Информировать или развивать навыки понимания? (заметки к Круглому столу «Российское образование сегодня» и Дню учителя) 01.10.2015 г. Смысловые константы как гаранты стабильности и устойчивости, или еще раз о взаимосвязи между научными концепциями и реальными процессами 20.01.2015 г. Война смыслов: впечатления прошедшего года. Эссе Пожалуйста, комментируйте тексты на страницах блога 2014 01.10.2014 г. Концепции понимания в коммуникации: в поисках платформы для взаимопонимания (статья приурочена к дню рождения Тамары Моисеевны Дридзе, 2 октября 1930 г.) 11.06.2014 г. Почему возможны «двойные стандарты»? 07.05.2014 г. Донбасс сегодня: мои жизненные наблюдения (Эссе) Пожалуйста, комментируйте тексты на страницах блога 2013 25.12.2013 г. Человек в социокультурной среде (Наблюдения 2013 года) 17.07.2013 г. Влияние современной социокультурной среды на духовное и физическое здоровье общества (Материалы к Круглому столу «Здоровая социокультурная среда как составляющая духовного и физического здоровья общества») 03.06.2013 г. Нужно ли учить пониманию, или о мотивационно-целевых особенностях заданий ЕГЭ по литературе (продолжение) 21.05.2013 г. Нужно ли учить пониманию, или о мотивационно-целевых особенностях заданий ЕГЭ по литературе Пожалуйста, комментируйте тексты на страницах блога 2012 19.12. 2012 г. Накануне 21 декабря. Аналитическое эссе 12.09.2012 г. Агент или не агент? Автор, исходя из положений теории социальной коммуникации, комментирует некоторые из высказываемых мнений и аргументов по поводу внесенного в Госдуму законопроекта о признании иностранными агентами СМИ, финансируемые из-за рубежа. 27.08.2012 г. Знакомьтесь: новый сайт! Понимание и взаимопонимание www.adamiant.isras.ru 15.02.2012 г. Общественный телеканал или «Телевидение для общества»? 09.01.2012 г. Коммуникативные механизмы современных социальных процессов: впечатления 2011 года Пожалуйста, комментируйте тексты на страницах блога 2011 23.08.2011 г. Толерантность: нейтральность или определенность? 27.04.2011 г. Кто эти люди? (Вариант ответа В.А. Ядову) 03.01.2011 г. Человек – социокультурная среда: итоги 2010 года Пожалуйста, комментируйте тексты на страницах блога 2010 29.07.2010 г. Социальный исследователь в информационном пространстве этносоциальных проблем (Тезисы к Всероссийской научной конференции «Этнос, нация, общество: российская реальность и перспективы», 1-3 ноября 2010 г.) 27.02.2010 г. К проблеме эффективности научной коммуникации (на примере диссертации Д. Куракина) 04.02.2010 г. Современная молодежь: представления о действительности и уровень развития коммуникативных навыков 25.01.2010 г. К проблеме типологической идентификации СМК. Тезисы к Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика в 2009 году. Трансформация СМИ в современном мире». МГУ, ф-т журналистики, 9-11 февраля 2010 г. Пожалуйста, комментируйте тексты на страницах блога 2009 22.11.2009 г. К проблеме фундаментализации журналистского образования. Тезисы к Всероссийской научной конференции «Информационное общество и журналистское образование: социокультурные парадигмы XXI века» 03.11.2009 г. Влияние современной социокультурной среды на представления подрастающего поколения в сфере нравственности. Тезисы к "Сорокинским чтениям" 18.10. 2009 г. На пути к высокому уровню коммуникативных навыков. Тезисы к конференции "Образование и общество" 15.10.2009 г. Социальная наука и коммуникативные практики: опыт рекомендательного участия. Заявка на участие в IV Ковалевских чтениях 12.09.2009 г. Образование как коммуникация. Анонс. Приглашаем принять участие в работе секции «Образование как коммуникация» 06.04.2009. Реплика на статью «О коммуникативных навыках современных детей» 18.02.2009. О коммуникативных навыках современных детей. Статья знакомит с результатами исследовательских работ за 2008 год по проекту РФФИ «Развитие коммуникативных навыков личности в зависимости от степени диалогичности социокультурной среды» (№ 08-06-00487-а). Основной целью проекта является поиск путей и способов развития коммуникативных навыков личности, характеризующих способность людей адекватно, без смысловых искажений, понимать коммуникатора, а, следовательно, и друг друга при общении и взаимодействии. Основной исследовательский метод - метод интенционального (мотивационно-целевого) анализа, а также социально-диагностические технологии, разработанные в рамках семиосоциопсихологической парадигмы. 11.01.2009. ТЕЛЕРЕЙТИНГИ – итоги 2008 г. Забыться и забыть?. В конце 2008 года, как и в предыдущие годы, специально отобранной группе телезрителей – тех, кто знает и любит телевидение, уделяет общению с экранными собеседниками немало личного времени, был предложен так называемый тест “Процессы памяти”. Надо было вспомнить фамилии телезвезд и, при желании, обозначить свое отношение к тому, кого вспоминаешь, как положительное, так и отрицательное (“нравится” – “не нравится”). Можно было называть и тех людей, которые, в силу каких-либо причин, на телеэкранах уже не появляются, но в памяти остаются... Читать дальше Пожалуйста, комментируйте тексты на страницах блога