К проблеме типологической идентификации СМК Т.З. Адамьянц (Институт социологии РАН, Москва) К ПРОБЛЕМЕ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ СМК (Тезисы к Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика в 2009 году. Трансформация СМИ в современном мире». МГУ, ф-т журналистики, 9-11 февраля 2010 г.) Междисциплинарная семиосоциопсихологическая концепция социальной коммуникации концептуально обосновывает рассмотрение интенциональности, определяемой как «равнодействующая мотивов и целей общения и взаимодействия людей» [1, с. 16], в качестве основного критерия для типологии идентичности СМК. Интенциональность оказывается «точкой отсчета», влияющей на специфические особенности любого органа СМК: жанры, содержание, «формат», художественно-выразительные средства, мотивационно-целевую направленность материалов, разделов, полос, принципы программирования (верстки), представление об эффективности, профессиональные приемы и исследовательские методы. Прояснить, “вывести на поверхность” эту латентную мотивационно-целевую доминанту, которая нередко в корне отличается от декларируемых целей и намерений, позволяет, во-первых, использование метода интенционального анализа (как отдельных материалов, так и их комплекса) и, во-вторых, рассмотрение вышеназванных характеристик, определяющих специфику органа СМК, в комплексе и взаимозависимости [2]. Результатом такого анализа оказываются, как правило, определения, отражающие, во-первых, особенности отношения органа СМК к аудитории и, во-вторых, особенности взаимодействия органа СМК с властными структурами (общественными организациями, другими органами СМК). Диапазон отношений органов СМК к аудитории колеблется от партнерского, субъект-субъектного до воздейственного, субъект-объектного. Диапазон взаимодействий органов СМК с властными структурами, (общественными организациями, другими органами СМК) также колеблется от уважительного, партнерского до стремящегося нивелировать, нейтрализовать, подавить (в информационном поле). Перечисленные варианты отношений и взаимодействий можно представить в виде системы координат, в рамках которой выделяются четыре нормативных поля. Первое поле связано с партнерским отношением к аудитории и партнерским отношением к властным структурам (общественным организациям, другим органам СМК); второе – с партнерским отношением к аудитории и негативным отношением к властным структурам (общественным организациям, другим органам СМК); третье поле связано с партнерским отношением к властным структурам (общественным организациям, другим органам СМК) и неуважительным к аудитории; четвертое – с неуважительным отношением и к властным структурам (общественным организациям, другим органами СМК), и к аудитории. Каждое из перечисленных полей инициирует разные варианты социальных процессов. Литература: Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики / Социальная коммуникация и управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Книга 1. М., ИС РАН, 2000. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009.