На пути к высокому уровню коммуникативных навыков

Адамьянц Т.З., ИС РАН

 

НА ПУТИ К ВЫСОКОМУ УРОВНЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
(Исследования по данной проблематике проводятся в рамках проекта РФФИ «Развитие коммуникативных навыков личности в зависимости от степени диалогичности информационной среды» № 08-06-00487 «а»)

 

Современный уровень социального развития актуализирует качественно новый уровень образования. Основная  направленность парадигмы массового образования на протяжении веков связана с научением, запоминанием,  достижением высокого уровня информированности. Осталась преимущественно таковой она и сегодня. Содержимое  сознания любого  школьника или студента можно сравнить с компьютерной базой данных: здесь цифры, слова, фразы, тексты, формулы, даты, имена, идеи, суждения, причем предназначенность всего этого «коктейля» – успешные ответы-отчеты на экзаменах или при заполнении тестов. Даже термин появился - «рецептурное сознание», по принципу вопрос – готовый ответ.

Преимущественную ориентированность на информированность сегодня стало возможным изменить на новую, комплексную, при которой в дополнение к традиционной ставке присоединяется задача развития   навыков понимания (коммуникативных навыков). Речь идет о  совершенствовании метальных характеристик обучающихся («ментальность» рассматривается как многомерный феномен, проявляющийся в особенностях взаимодействий человека с его жизненной средой, в характеристиках его «картин мира»).

Практически все гуманитарные дисциплины так или иначе выходят на проблемы понимания, однако не все предлагают «точки отсчета», по отношению к которой происходит понимание (понимание чего?), а также соответствующего инструментария. Оригинальную точку зрения относительно сущности понимания в сфере коммуникации предлагает  семиосоциопсихологическая парадигма, одно из ключевых положений которой – интенциональность («равнодействующая мотивов и целей общения и взаимодействия людей») [1]. Разработанный здесь метод мотивационно-целевого (интенционального)  анализа не только позволяет оценивать качество понимания  (уровень  коммуникативных навыков), но  и развивает умение человека адекватно, без смысловых искажений, понимать интенциональность коммуникатора (другого).  

В 2008 г. в центре исследовательского внимания оказались коммуникативные навыки современных детей. Респондентам предлагалось проинтерпретировать  любимую  сказку, а также – любое  понравившееся произведение; всего было опрошено 200 детей в возрасте  от 5 до 17 лет из разных регионов страны.  

Высокий уровень  коммуникативных навыков (адекватное восприятие) обнаружили  12% дошкольников 5-6 лет и 15-22 % школьников от 7 до 17 лет.  Средний уровень коммуникативных навыков (частично адекватное восприятие) зафиксирован у 26% дошкольников 5-6 лет и 46-42% школьников от 7 до 17 лет. Низкий уровень коммуникативных навыков (неадекватное восприятие) обнаружили 62% дошкольников и 39-36% школьников от 7 до 17 лет.

Средний показатель адекватного восприятия среди школьников составил 19%. При этом разница между степенью развития коммуникативных навыков у детей младших классов и у старшеклассников  оказалась не столь значительной, как следовало бы ожидать, учитывая разницу в  их знаниях: адекватных интерпретаций среди учащихся 10-11 классов оказалось всего на 7%  больше, чем у учащихся 1-3 классов. Отсюда несколько парадоксальный вывод о том, что традиционный для системы обучения набор знаний и сведений, безусловно необходимый для становящейся личности, развивает крайне незначительно такое качество, как умение понимать, «выстраивать» в сознании целостные, объемные, многоуровневые образы воспринятого, выделяя главное, второстепенное, третьестепенное и т.д.

Степень развития коммуникативных навыков – важная характеристика личности, в значительной степени определяющая содержание и эмоциональную окрашенность ее “картины мира” (речь идет о тенденциях, а не о прямой взаимозависимости). Так, школьники с высоким уровнем  коммуникативных навыков в массе своей более толерантны, нежели другие дети (данные 2004 г., опрошено более 600 школьников) [2].

Исследования показывают, что знакомство с основными принципами и методами семиосоциопсихологической парадигмы развивают коммуникативные навыки обучающихся; для этих целей разработан ряд учебных программ и пособий [3].

В дополнение к целевым программам федерального и межгосударственного уровней, направленных на приобщение детей к чтению, ликвидацию «цифрового неравенства», донесение информации и знаний о  культурных ценностях, необходимы принципиально новые, направленные на решение задач развития коммуникативных навыков наших современников,  прежде всего детей и молодежи.

Литература:

  1. Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Книга 1. М, ИС РАН, 2000.
  2. Дети и проблемы толерантности. Отв. ред. Адамьянц Т.З. Сборник научно-методических материалов. – М.: ИС РАН, 2003.
  3. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации. Учебное пособие. М., Дрофа. 2009; Адамьянц Т.З. Диалог как основа толерантности. Учебная программа и методическое обеспечение. М., ИС РАН, 2005; Адамьянц Т.З. Добрая книга. М., Просвещение, 2007.