Влияние современной социокультурной среды на представления подрастающего поколения в сфере нравственности Т.З. Адамьянц Влияние современной социокультурной среды на представления подрастающего поколения в сфере нравственности (Исследования по данной проблематике проводятся в рамках проекта РФФИ «Развитие коммуникативных навыков личности в зависимости от степени диалогичности информационной среды» № 08-06-00487 «а») Произведения для детей и молодежи всегда выполняли чрезвычайно важную роль в обществе: приобщали к духовным и нравственным ценностям, выработанным человечеством на протяжении веков. Кардинальные изменения социокультурной среды, начавшиеся в постсоветский период, актуализирует задачу научной оценки особенностей ее влияния на морально-нравственные ориентиры подрастающего поколения, тем более что в общественном мнении нет единой точки зрения о том, полезна она или, напротив, вредна для тех, кому предназначена. Для прослеживания социальных последействий, происходящих в результате «встреч» аудитории с тем или иным произведением, с той или иной формой коммуникации следует выявить «точки отсчета» (характеристики), позволяющие найти и объяснить закономерности в столь сложном и многоуровневом феномене, как особенности восприятия и реагирования. Искомой «отправной точкой» оказывается уровень развития коммуникативных навыков респондентов (синонимы - группы сознания, группы социоментальные [4, 1], выявить которые позволяют социально-диагностические технологии [3, 1], разработанные в рамках семиосоциопсихологической парадигмы [3, 4]. Коммуникативные навыки – это характеристика особенностей ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающая степень адекватности понимания им интенциональности (основных смысловых доминант) коммуникатора. В соответствии с принятой в семиосоциопсихологии классификацией, особенности понимания и интерпретирования авторской интенциональности дифференцируются как адекватные (высокий уровень коммуникативных навыков), частично адекватные (средний уровень коммуникативных навыков) и неадекватные (низкий уровень коммуникативных навыков. По данным серии опросов среди детской аудитории, проведенных с использованием семиосоциопсихологических методик [2], именно такая характеристика, как уровень развития коммуникативных навыков респондентов, во многом определяет содержание и эмоциональную окрашенность их представлений в сфере нравственности (традиционные социологические и социально-психологические подходы искомых «точек отсчета» для прослеживания тенденций восприятия и реагирования не дают). Дети с развитыми коммуникативными навыками чаще, нежели другие, ощущают (идентифицируют) себя в качестве представителей человеческой цивилизации, своей страны; основные позиции, «вершина» их ценностей и антиценностей чаще оказывается адекватной общечеловеческим, глобальным: это, например, желание мира и нежелание войны; их восприятие «мира вокруг», как правило, оптимистичное, радостное, светлое; они чаще проявляют толерантность к сверстникам другой национальности, другого вероисповедания. Такие респонденты, как правило отличают авторский вымысел, условности и «приколы» от реальности, критично относятся к странностям и нарушениям персонажами воспринятых произведений традиционных ценностей, отказываются им подражать. Представители же других групп отличаются стремлением походить на любых главных персонажей, даже тех, кто нарушает социальные нормы, эмоционально внушаемы (реагируют, как правило, по предложенному или ожидаемому варианту). Преимущества группы с высоким уровнем развития коммуникативных навыков бесспорны, однако число таких респондентов, к сожалению, невелико. Так, по данным опроса-интервью (2008 г.), в котором участвовали 200 детей, проживающих в Москве, Перми и Приволжском регионе, высокий уровень коммуникативных навыков (адекватное восприятие) обнаружили 12% дошкольников 5-6 лет и 15-22% школьников от 7 до 17 лет. Средний уровень коммуникативных навыков (частично адекватное восприятие) зафиксирован у 26% дошкольников 5-6 лет и 46-42% школьников от 7 до 17 лет. Низкий уровень коммуникативных навыков (неадекватное восприятие) обнаружили 62% дошкольников и 39-36% школьников от 7 до 17 лет. Организация мероприятий по массовому развитию коммуникативных навыков детей и молодежи, а также по проектированию социокультурной среды, ориентированной на взаимопонимание, транслирование глубоких смыслов и тем самым развивающей ментальную сферу становящейся личности, становится актуальной и социально значимой задачей. ЛИТЕРАТУРА: Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации. Учебное пособие. М.: Дрофа, 2009. Дети и проблемы толерантности. Сборник научно-методических материалов. Отв. ред. Т.З. Адамьянц. М.: ИС РАН, 2005. Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Книга 1. М., ИС РАН, 2000, с. 5-42. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. – М.: Наука, 1984.