Человек в социокультурной среде (Наблюдения 2013 года) Человек в социокультурной среде (Наблюдения 2013 года) Т.З. Адамьянц. На недавней (декабрьской) пресс конференции Путина представители местных, региональных или узко тематических печатных СМИ (например, газета «Ваши 6 соток») просили о продолжении государственной поддержки и, скорее всего, будут и впредь ее получать, несмотря на то, что, кроме типографских проблем, для многих из них остро стоит проблема сбыта. Практически в это же самое время закончилась обработка данных по проекту РФФИ, где в одной из групп вопросов, содержащихся в анкете, была просьба рассказать о том, что респондент читает, слушает, смотрит и т.д. При возможности указать в открытых вопросах анкеты сколько угодно позиций, что, конечно же, расценивалось как элемент престижности, называли, тем не менее, немного. Во всяком случае, газету «Ваши 6 соток» из 156 человек в возрасте 31 год и выше, проживающих в Москве и Подмосковье, не назвал никто – ни со знаком «плюс», ни со знаком «минус». В ситуации опроса респонденты, как правило, в первую очередь вспоминают то, к чему чаще обращаются, и многое из того, что тоже знают, попросту забывают или не считают нужным упомянуть. Причина небольшой востребованности ряда современной продукции СМК связана, в немалой мере, с широчайшими возможностями выбора, которые предоставляет современная социокультурная среда потенциальному представителю аудитории: возникает дефицит его возможностей все «объять» и, соответственно, дефицит памяти. Какую же прессу сегодня читают чаще? Приведем данные о любимых (то есть о тех, которые не только назвали в анкетах, но и поставили рядом знак «плюс») газетах и журналах в группе, о которой мы только что упомянули: «Аргументы и факты» - 17%; «Комсомольская правда» - 9%; «Ведомости», «Московский комсомолец», «Новая газета», «РБК» - 6%. Следует, однако, сказать, что 25% представителей этой же группы заявили, что вообще не читают газет и журналов; 46% ничего не сообщили о своих посещениях театра; 29% оставили без ответа вопрос о посещаемых сайтах в Интернете; 28% заявили, что не слушают радио; 22% оставили без ответа вопрос о недавно прочитанной книге; 17% не обращаются к телевидению; 12% не смогли назвать кинофильмы, которые просмотрели. Но вернемся к прессе. Да, прессу в ее бумажном, традиционном варианте стали меньше читать, причем молодежная аудитория (мы опрашивали учащиеся вузов и техникумов от 18 до 30 лет), судя по их ответам, обращается к прессе еще реже, чем взрослая, оправдываясь тем, что вся информация есть в Интернете. Впрочем, их «актив» в перечне названных в анкетах сайтов особо не восхищает: здесь социальные сети, почта, сайты по интересам (музыка, мода, спорт, кино и т.д.) и гораздо реже – сайты СМК, электронные библиотеки, словари, даже Википедия. Попутное наблюдение: участвовавшие в опросе будущие социологи, судя по ответам в анкетах, совсем не читают профессиональных журналов! Особая «крутизна» среди современных студентов (не всех) – заявить, что телевизор не смотрят вообще: и некогда им, и смотреть там, мол, нечего (заявляют об этом гордо, даже с вызовом). Однако показатели посещения театра, кино и Интернета среди молодежной аудитории, конечно же, более высокие, нежели у «взрослой» группы респондентов. Еще более молодая часть наших респондентов (школьники старших классов и учащиеся техникума от 13 до 17 лет) в большинстве своих ответов вообще не обнаруживала никаких знаний о газетах и журналах, разве что о модных и «гламурных». Та же ситуация и относительно информационных и общественно-политических телепрограмм. Конечно, тем школьникам, кто хочет успешно сдать ГИА или ЕГЭ, некогда и голову от учебников поднять, но вот каким образом происходит сегодня социализация подрастающего поколения? Вопрос открытый. Зато, судя по анкетам, налицо установка у значительной части школьников на использование масс-медиа исключительно для развлечения, а такая преимущественная направленность, как показывают исследования, не способствует развитию коммуникативных навыков, то есть умению адекватно понимать автора, педагога, родителей, друг друга и т.д. Хорошая новость: школьники опять будут писать сочинение по литературе, если не в этом году, то в следующем – обязательно! Здесь навыки адекватного понимания окажутся востребованными, ежели, конечно, этому научат. «Я бы в мудрецы пошел, пусть меня научат!» – почти по Маяковскому. Но предмет «Литература» в методических разработках для преподавания в школах в значительной степени трансформировался в «Литературоведение», поэтому центром школьного обучения оказывается не анализ смысловых составляющих тех произведений, которые «проходят», а изучение литературных приемов и литературных направлений, да ещё, конечно, знакомство с содержанием. В результате проходит время, становится бывший школьник взрослым, и на вопрос о самом главном, что хотел сказать, передать, выразить автор (то есть о смысле) произведения, которое респондент сам же назвал в анкете любимым, мы получаем неожиданные ответы (приводим их ниже полностью и дословно). «Хохлы» (м., 35 лет, обр. высшее, менеджер, о повести «Тарас Бульба»). «У каждого времени есть свой идеальный, или приближенный к идеальному, образ» (ж, 37 лет, обр. высшее, главный бухгалтер, о романе «Герой нашего времени»). «С одной стороны, Раскольников играл положительную роль, а с другой – отрицательную» (ж., 43 года, обр. среднее специальное, медсестра, о романе «Преступление и наказание»). «Семейные связи» (ж., 46 лет, обр. высшее, домохозяйка, о пьесе «Вишневый сад»). «Существуют очень тонкая грань между абсолютно противоположными чувствами, эмоциями, поступками, интерпретациями и т.д. Их нужно видеть и «пускать» в нужное русло» (м., 53 года, высшее, начальник службы безопасности, о романе «Война и мир»). «Любовь к философии и психологии через оценку образов героев произведения, их поступков» (ж., 51 г., обр. высшее, учитель истории и обществоведения, о романе «Преступление и наказание»). Здесь были приведены интерпретации произведений, которые входят в школьные программы. Даже если что-то в них и верно, это явно ответы не на тот вопрос, который был задан. Еще совсем недавно перед человечеством стояла проблема грамотности, массового обучения счету, письму. Сегодня этого мало. Навыки адекватного понимания другого (автора, собеседника, педагога, родных, близких и т.д.), умение быть при общении понятным самому – важнейшее социально значимое качество личности, достойной современного сложного мира, способной его сохранить и украсить. Конечно, такое люди есть среди нас, но жизнь станет намного гармоничнее, если их станет больше. По данным изучения, проведенного на протяжении 2011-2013 гг., число (процентная составляющая) адекватного понимания смысловых составляющих художественных произведений и любимых сказок составляет 17% у подростков 13-17 лет (школа и техникум); 17% у учащейся молодежи 18-30 лет (вузы и техникум, причем у студентов вуза это значение значительно выше, а техникума – ниже); 31% у респондентов от 31 года и старше. Приведенные выше примеры из анкет еще раз подтвердили вывод предыдущих исследований о том, что панацеей адекватного понимания не являются ни возраст, ни уровень образования, ни профессия. Такие навыки даются либо в силу личного таланта, либо – их нужно развивать в системе образования (Т.М. Дридзе считала, что «начиная с детского сада»). Решение этой, безусловно, важной для социума и для каждого отдельного человека задачи может начаться в ближайшем будущем, благодаря разработкам нашей, отечественной науки. Наступающий 2014 год объявлен Годом культуры. Очевидно, уже составлен или составляется список мероприятий по сохранению культурных ценностей и распространению культурных образцов. Но культура – это еще и то, что С ЧЕЛОВЕКОМ, то есть его знания, умения, внутренний мир, глубина (сложность) личности. Его навыки понимания – первая и обязательная ступенька к мудрости.